Одна из самых известных магистралей Северной столицы, Лиговкий проспект, пролегает от улицы Некрасова на севере до площади Московские ворота на юге.
История проспекта довольно нетипична для Санкт-Петербурга, поскольку эта дорога появилась еще задолго до основания самого города. Новгородский тракт соединял поселения невской дельты с центральной Россией — именно поэтому здесь и сомкнулись две разные части будущего Невского проспекта. Так образовались изгиб главной улицы Питера и площадь Восстания.
С развитием столицы Российской империи прокладывались новые магистрали в Москву — неровным болотистым Новгородским трактом перестали пользоваться. Вскоре на его месте прорыли канал для снабжения фонтанов в Летнем саду, вода в который поступала из реки Лиги. Отсюда и название — Лиговский.
За годы своего существования канал исполнил множество разнообразных функций. Только в конце XIX столетия началось его возвращение к изначальной функции — часть от Обводного канала до Фонтаки убрали в трубу, а над ней проложены Лиговские бульвары.
Интересно, что в то время этот район имел не самую хорошую репутацию. Лиговка была именем нарицательным, символизирующим места скопления хулиганов и шпаны, а в здании гостиницы «Октябрьская» располагалось государственное общество Призрения (призор - присмотр), куда помещали малолетних преступников. Именно здесь родилось слово «гопники», произошедшее от аббревиатуры заведения — ГОП.
Но в XX столетии, после засыпки большей части канала, ситуация начала постепенно меняться. В 1908 году по Лиговской пустили первый электрический трамвай. А после продления улицы в 1926 году на ней стали строить промышленные предприятия и фабрики.
Город рос, границы отступали все дальше и дальше — Лиговская улица перестала быть окраиной, и после революции была благоустроена. Так уже к середине века этот район перевоплотился в престижный. До сегодняшнего дня на проспекте сохранилось множество зданий XIX века, в основном, доходные дома. При этом здесь и ныне возводят новостройки.
Между прочим:
Читайте в предыдущем выпуске о Мойке
Дата публикации 15 апреля 2014