Ее ширина равна высоте зданий, ее длина ровно в десять раз больше этой величины. Речь идет об улице Зодчего Росси, пожалуй, самой необычной в Санкт-Петербурге.
Улица
В конце XVIII столетия часть территорий, относящихся к Аничкову и Воронцовскому дворцам, была передана частным лицам. В 1816 году начались работы по комплексной перепланировке всего района, и 1828-1829 годах появилась новая улица, соединяющая площадь Ломоносова и Александринский театр. Архитектор Карл Росси создал совершенный шедевр — улицу можно считать единым объектом, строгость ее пропорций соответствует античным канонам.
Ширина улицы и высота образующих ее зданий равна 22 метрам, длина — 220. Интересно, что пять строений, имеющих идентичные фасады с классическими рядами колонн и закругленными окнами, часто ошибочно принимают за два зеркально отражающих друг друга дома. Это не так. Еще улицу нередко именуют самой короткой в Северной столице. Тоже заблуждение. Длина Малой Садовой составляет всего 179 метров, а действительно лидирующей по этому показателю улицы Пасторова — 140.
Проект Росси предполагал открытые аркады на первых этажах сооружений. Здесь разместились различные лавки и даже небольшие фабрики по производству таких товаров, как стекло или бумага. В 1828 году 22 купца, владевшие магазинами в Гостином дворе и его округе, просили Николая I отменить устройство других лавок в этом районе. Однако тогда их просьбу не удовлетворили.
Магазины переехали только в 1835 году, аркады заложили. Государь приказал перевести сюда балетное училище — здание под номером 2 передали в распоряжение Дирекции императорских театров. Кстати, изначально улицу называли Театральной, пока в 1923 году ей не присвоили имя архитектора Росси.
С середины XX века училище переименовали в Академию русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Примечательно, что сама Ваганова, создавшая педагогическую систему, сыгравшую важную роль в развитии балетного искусства, обучалась именно здесь.
Агриппина Ваганова
Агриппина родилась в семье персидского армянина Акопа (Якова) Ваганова, капельдинера Мариинского театра, 14 июня 1879 года.
В 1888 году она поступила в Императорское театральное училище. Окончив его в 1897 году, Агриппина начала выступать в Мариинском театре, где долгие годы служил ее отец. Скоро балерину прозвали «королевой вариаций», но главные роли она стала исполнять лишь незадолго до того, как покинула сцену. Интересно, что Мариус Петипа, видный российский и французский балетмейстер, таланта Агриппины Яковлевны не признавал. В его дневнике есть запись: «Госпожа Ваганова ужасна. На балет не иду».
После завершения карьеры в 1916 году, Ваганова занялась преподаванием. За последующие десятилетия она разработала собственную балетную систему — еще во время практики Агриппина вносила новизну в хореографические приемы, которые консерваторам казались весьма неуместными. В результате «система Вагановой» стала определяющей в развитии классического балета в XX веке.
За 35 лет преподавательской деятельности Агриппина Яковлевна воспитала множество выдающихся танцовщиц, в числе которых Нина Млодзинская, Ольга Мунгалова, Наталья Камкова, Ольга Иордан, Галина Кириллова, Нонна Ястребова, Нинель Петрова, Людмила Сафронова, Алла Осипенко.
Между прочим:
Читайте в предыдущем выпуске об улице Рубинштейна
Фото: с etoretro.ru, posredi.ru, baletfoto.ru, cocteil.blogspot.com, shkolazhizni.ru
Дата публикации 16 сентября 2014