В последнее время стрит-арт (Street art - уличное искусство), жанр традиционно андеграундный, все чаще используют для украшения жилых комплексов. Девелоперы привлекают художников, чтобы те нанесли граффити на стены новостроек. Novostroy-SPb.ru рассказывает о том, как в спальных районах Петербурга происходит настоящая культурная революция.
На днях компания «Ойкумена» презентовала новую очередь жилого комплекса «Граффити» в Приморском районе Петербурга. Компания старается не просто строить дома, а создать самобытное пространство для жизни. За основу оформления ЖК «Граффити» девелопер решил взять одно из направлений стрит-арта и «забомбить» свои новостройки. По мнению Романа Мирошникова, исполнительного директора ЗАО «Ойкумена», красочные элементы стрит-арта оживили лаконичную архитектуру проекта. Компания старается показать, что граффити – это все же искусство. Подобные проекты компании уже есть в Нижнем Новгороде, Киеве, Калининграде. Теперь «Ойкумена» решила привнести больше эстетики и красоты в свои жилые комплексы в Петербурге.
Художники Алексей Канунников (aka Kislow) и Роман Мураткин решили интерпретировать сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» на высотках ЖК «Граффити». Художественный проект «Ойкумены» реализуется при поддержке Института исследования и развития стрит-арта.
«Перед нами стояла задача создать два граффити в стиле «Алисы в стране чудес». Никаких творческих ограничений не было, это очень важно для художников. По проекту Алексея Kislow на стене дома появилось граффити «Чаепитие», я работал над Алисой. Главная трудность в работе над моей частью – это окна. Мы решили не прятать их, а обыграть. Поэтому Алиса, стоя на двух стульях, как бы заглядывает к кому-то в квартиру в поисках кролика, который убегает в нору»
Роман Мураткин, художник
Это уже третий художественный проект в ЖК «Граффити». До этого известные российские граффитчики Akue, Adno, Petro и Slak «забомбили» шесть корпусов комплекса, один из них, высотой 510 метров, тогда побил рекорд по размерам среди всех настенных росписей в России.
Настасья Бурлакова, искусствовед и исследователь стрит-арта, отметила, что прекрасная идея, которую поддерживает компания «Ойкумена», это общемировая тенденция. Эксперт полностью разделяет желание девелопера создавать комплексы не только для того, чтобы люди в них жили, но и внедрять в новостройки какие-то интересные детали. У таких проектов есть локальная польза: утверждение стрит-арта не как чего-то нелегального, что нарушает законы, а как инструмента, который позволяет художникам воплощать идеи, которые ориентированы на зрителя. Они позволяют видеть людям искусство на улицах, повсюду вокруг себя.
«Это общемировая тенденция – создавать жилые пространства с целью, чтобы людям в них было комфортно и удобно. Чтобы в них было приятно находиться, чтобы в них было приятно жить»
Настасья Бурлакова, искусствовед и исследователь стрит-арта
Идея нанесения граффити на стены новостроек не новая. К примеру, в прошлом году урбанисты создали заповедник в каменных джунглях Подмосковья: популярный норвежский художник и фотограф Andreas Lie проникся идеей о гармоничном сосуществовании человека и природы и перенес образы зверей и птиц на фасады жилого комплекса от Urban Group. Так сторонник философии культурного урбанизма поддержал совместную экологическую программу девелопера и Всемирного фонда дикой природы (WWF), направленную на поддержание природного равновесия. Для своего социального высказывания Urban Group выбрала концептуальную форму уличного искусства - арт-граффити. Норвежец, несомненно, получил плюсы в карму, а в подмосковных дворах прошлым летом ловили не покемонов, а притаившихся за углом белок и лис.
В Петербурге компания «Отделстрой» в «Новом Оккервиле» украсила художественными росписями стены служебных построек во дворе – трансформаторные подстанции, котельные и др. Все это делалось в рамках единой концепции для того, чтобы подстанции радовали глаз и вписывались в общее дворовое пространство, рассказывает начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой» Николай Гражданкин. Всем известно, что если оставить ту же трансформаторную подстанцию как есть, то она превращается в место для расклейки объявлений и самовыражения подростков. Но если она является арт-объектом, никому и в голову не придет ее портить. Компания поняла это по самым первым росписям, которые сохранились до сих пор.
Кроме того, в 2012 году «Отделстрой» завершил реализацию самого высокого арт-объекта в России, отметил спикер. На фасаде брандмауэра второй очереди ЖК «Новый Оккервиль» нарисовали традиционный петербургский пейзаж. Площадь рисунка – 550 кв. метров, высота – более 50 метров.
Что думают на этот счет другие застройщики? Директор департамента маркетинга и рекламы Glorax Development Вартан Погосян считает, что девелоперы могут подобным образом преследовать и рекламные цели, но чаще всего граффити на стенах используются, чтобы сделать жилой комплекс ярче и выделить его среди похожих объектов. Кроме того, настенные рисунки способны скрыть или приукрасить какие-то не самые удачные архитектурные элементы.
О массовой популярности говорить пока не приходится, считает спикер, отметив при этом, что сегодня сама культура граффити уже не ассоциируется с чем-то маргинальным, а воспринимается как средство самовыражения и даже отдельное направление в искусстве. К тому же число специалистов по граффити значительно увеличилось, поэтому и стало возможным предоставление подобной услуги для девелоперских компаний.
Фото предоставлены компанией «Ойкумена»
Нравится ли такая затея жителям? Мнения на этот счет разнятся. Наверное, многое зависит от самого изображения и его качества, считает Вартан Погосян. Но равнодушных, как правило, здесь не бывает: жителям либо очень нравится, либо они крайне недовольны. Именно по этой причине массового распространения граффити на жилых комплексах не получили – невозможно спрогнозировать реакцию потребителей. Хотя если мы говорим о каких-то социальных проектах, например граффити ко Дню Победы, то такие эксперименты всегда находят одобрение горожан, в отличие от, скажем, каких-то рекламных ходов.
Жители квартала «Новый Оккервиль» идею «Отделстроя» одобрили: многие фотографировались на фоне стены и выкладывали фото в соцсетях, рассказывает Николай Гражданкин. Роспись до сих пор регулярно появляется в подборках и рейтингах лучших произведений mural art в Санкт-Петербурге.
Glorax Development пока не решилась на роспись и к услугам художников не обращалась, отметил Вартан Погосян. Что касается особенностей подобной работы в случае с жилыми комплексами, то это весьма сложный и трудоемкий процесс, считает спикер. Может создасться ошибочное представление, что граффити – это какой-то быстрый рисунок флакончиком краски на фрагменте стены, но это далеко не так. Непосредственному нанесению изображения предшествует длительная подготовка, создание эскизов, выбор расходных материалов и т.д. Кроме того, в работе участвует множество специалистов, причем не только художники, но и альпинисты, чертежники, технические работники. Словом, здесь можно говорить о граффити как о полноправном элементе архитектурной концепции проекта.
К слову, художники, расписывающие ЖК «Граффити», Алексей Канунников (aka Kislow) и Роман Мураткин, считают, что эта работа к граффити никакого отношения не имеет. Скорее, это монументальная роспись, сделанная инструментами граффити – баллончиками с краской.
Так, к радости местных жителей и креативных застройщиков на смену безликим новостройкам в спальных районах приходят здания, воплощающие в себе концепт современного стрит-арта. Уличное искусство идет в дома петербуржцев, превращая спальные районы в площадки для самовыражения художников.
Дата публикации 16 июня 2017