Намывные территории Васильевского острова пользуются популярностью у девелоперов Петербурга. В марте компания Glorax Development получила разрешение на строительство Golden City - самого крупного комплекса в этой локации, который станет «морскими воротами» города. Novostroy-SPb.ru рассказывает о подробностях проекта.
В 2015 году компания Glorax Development совместно с «Ренорд-Инвест» решили развивать участки общей площадью 15 гектаров на намывных территориях Васильевского острова, которые примыкают к новому пассажирскому морскому порту Санкт-Петербурга с терминалом для приема океанских и круизных лайнеров. Территория развития определена Генеральным планом Санкт-Петербурга и выходит на Финский залив. На участке девелопер планирует возвести более 450 000 кв. метров жилой и коммерческой недвижимости, а также объектов социальной инфраструктуры. Согласно задумке авторов проекта, Golden City вместе с морским вокзалом сформирует панораму побережья Финского залива и станет визитной карточкой города для туристов, прибывающих в Санкт-Петербург по морю.
Историческая справка
Со дня основания Санкт-Петербурга Петром I Васильевский остров является одной из значимых территорий города. Здесь расположены многочисленные памятники истории и архитектуры, признанные символами города.
Строительство на искусственно созданных территориях было постоянной градостроительной практикой развития Санкт-Петербурга. Работы по освоению прибрежных акваторий Невы и Финского залива начались в 1703 году. Их создание было отчасти вынужденным: требовалось укреплять берега. На подсыпанных прибрежных территориях строились порты с причалами, складами и таможнями. В начале XVIII века по проекту Доменико Трезини в Петербурге была упорядочена береговая линия Васильевского острова, и на укрепленной стрелке появились международный и каботажный порты.
Стратегическое «морское» расположение Васильевского острова несколько веков влияло на формирование его застройки, которая осуществлялась согласно одному из первых генпланов, выполненных архитектором Трезини в 1716 году. На Васильевском острове планировали разместить центр города. Но в 1722 году на западе острова, со стороны залива, появилась галерная гавань, и территория острова надолго осталась торгово-промышленной зоной.
В XVIII веке Васильевский остров стал идеальным связующим звеном между центральными историческими районами Петербурга и Финским заливом. Здесь был построен один из главных ансамблей Санкт-Петербурга — Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи по проекту архитектора Тома де Томона, он стал популярным «открыточным» видом на Неву. С противоположной стороны набережной построили здание Горного института по проекту архитектора А. Н. Воронихина, фасад института учитывал виды, открывающиеся со стороны залива подплывающим к городу кораблям.
В XX веке появился проект развития морского порта и создания гидропортов. Один из них был построен в западной части Васильевского острова. В рамках подготовки нового генплана Ленинграда в 1980 году стали появляться проекты увеличения территории города за счет насыпей. Одна из намывных территорий площадью 400 гектаров стала продолжением Васильевского острова и острова Декабристов. Устье реки Смоленки из Малой Невы направили в залив и тем самым изменили конфигурацию островов. На западной стороне острова планировали построить морской и речной вокзалы, а также музеи, выставочные залы, дома культуры, библиотеку и спортивные центры. Планы были реализованы лишь частично. Ансамбль Новосмоленской набережной из высотных жилых домов, представляет собой образец советского модернизма, одним из самых заметных сооружений советского морского фасада стала гостиница «Прибалтийская», а гранитная набережная у гостиницы на протяжении нескольких десятилетий пользовалась большой популярностью у петербуржцев.
Новый вестибюль Петербурга
Компания Glorax Development очень ответственно подошла к идее создания нового «вестибюля» Санкт-Петербурга и в 2015 году объявила архитектурный конкурс. Архитектурная концепция комплекса станет визитной карточкой города и задаст высокий уровень городской среды, на который будут равняться остальные проекты на намывных территориях Васильевского острова. Golden City станет архитектурной доминантой нового района северной столицы и сформирует образ «морского фасада» со стороны Финского залива.
В конкурсе приняли участие известные архитектурные компании из нескольких стран. Это SNøHETTA (Норвегия) KCAP + ORANGE (Нидерланды), CINO ZUCCHI ARCHITETTI (Италия), АБ студия 44 (Россия), АБ А.лен (Россия) и АБ Остоженка (Россия). В жюри конкурса вошли самые именитые архитекторы: главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев; главный архитектор Барселоны, основатель Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC) Висенте Гуайарт (Vicenete Guallart); руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», профессор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Юрий Земцов; начальник управления архитектурного совета Москомархитектуры Евгения Муринец; архитектор, профессор архитектуры технического университета Дельфта Михил Ридейк (Michiel Riedijk); архитектор, руководитель «Архитектурной мастерской Романова», президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Олег Романов; руководитель архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан.
Каждая компания представила свои идею того, как должны выглядеть новые ворота Санкт-Петербурга. Победителями в итоге стали два конкурсанта: архитектурную концепцию Golden City разработали голландские архитекторы KCAP Holding B.V., а архитектурное бюро «А.Лен» адаптировало ее к российским реалиям. Согласно проекту, каркасно-монолитные дома Golden City будут выполнены в стиле «хаотизм», башни комплекса украсят заостренные золотые верхушки с изогнутой неправильной формой.
Концепция
Архитекторы KCAP решили разработать знаковый образ, соответствующего характеру Санкт-Петербурга. Еще одной важной задачей стало создание на намывных территориях Васильевского острова качественной среды для жизни и работы, отдыха у воды, где приятно находиться и куда любят приходить петербуржцы.
Формирование силуэта «морского фасада» складывалось из множества факторов, анализа высотности застройки Васильевского острова, а основными мотивами при разработке нового комплекса стали образы яхт, волн и кораблей.
Чтобы реализовать и символ, и комфорт, в проекте выделены четыре зоны: Финский залив (вода), дворы (место), башни (виды) и шпили (образ мечты).
На уровне воды, южнее залива терминала, территории задана форма полуострова. Это позволит создать круглогодичную рекреацию и привлечь людей в эту часть города. За счет новой набережной вдоль южной границы застройки возникнет привлекательная среда и открытый солнцу отрезок, что пойдет на пользу коммерческим объектам на первых этажах зданий – кафе, ресторанам и магазинам. На поперечных улицах запланированы горизонтальные фонтаны, которые зимой превратятся в катки.
В классической планировочной структуре отражена взаимосвязь с городской структурой Петербурга и его кварталами, дворами и городскими садами. Она создает чувство защищенности, безопасности, считают разработчики. Через галереи и променады комплекса пройдут удобные пешеходные маршруты по всей территории новой застройки.
Башни – узнаваемый ансамбль – города расположены так, чтобы обеспечивалась оптимальная инсоляция, а из квартир и офисов открывались уникальные виды на море и город. Фасады башен выполнены в виде решеток светлых тонов, сочетание цветов – белое с золотом.
В восточной части Васильевского острова расположено множество заведений сферы услуг. Поэтому новый квартал должен стать функциональной частью города с развитой инфраструктурой. Непосредственно после порта начинается город. То есть у тех, кто прибывает в город по морю, появится возможность попасть в Санкт-Петербург и познакомиться с ним, но при этом остановиться недалеко от места, которое на следующий день покинет корабль. С этой целью в Golden City запланировано строительство крупного торгового комплекса, это создаст функциональный «якорь» и скульптурно-архитектурный объем на мысе у Финского залива.
Золотая мечта
Самый высокий уровень Golden City – это уровень «мечты». Он образован особенными завершениями башен, за счет которых проект заявляет о себе с большого расстояния. Башни золотого цвета образуют уникальный ландшафт кровель, перекликающийся с исторической частью Петербурга. Когда круизные суда станут заходить летом в порт, солнце будет освещать верхушки башен, зимой они будут сверкать золотом в снежном пейзаже, а вечером – светиться, как маяки на побережье, считают разработчики. На верхних этажах башен расположатся различные помещения разных назначений: в жилых зданиях это могут быть пентхаусы, в коммерческой части – уникальные объекты, такие как скай-бар, ресторан на крыше или конференц-зал с панорамными видами на залив.
Расположение
Golden City занимает первую береговую линию Финского залива. Кроме порта, коммуникационную инфраструктуру проекта создает магистраль «Западный скоростной диаметр» (ЗСД), которая соединяет южные районы Петербурга (Московский и Кировский) с Васильевским островом и Приморским районом. Доступность обеспечит и станция метрополитена «Морской фасад», которую власти планируют открыть в 2020 году. В пешей доступности гимназия, аквапарк «Вотервиль» и супермаркеты.
Госстройнадзор уже выдал разрешение на строительство двух корпусов общей площадью 46 000 кв. метров и высотой от 7 до 18 этажей. В одном из корпусов запроектировано 270 квартир, в другом – 303 квартиры. Старт продаж компания Glorax пока не анонсировала.
Сейчас на намывных территориях реализуются два жилых комплекса: «Капитан Немо» от «Лидер Групп» и «Светлый мир: Я-Романтик» от Seven Suns Development, на их территории ведется строительство детсадов и школ. Выход на намывные территории еще одного застройщика – это дополнительный стимул для развития локации. Ведь чем больше девелоперов инвестируют в новостройки Петербурга на этом намыве, тем быстрее будут решаться вопросы с обеспечением района всей необходимой социальной, транспортной и коммерческой инфраструктурой.
Дата публикации 14 апреля 2017