Новый сезон работы водного трамвая в Санкт-Петербурге ознаменовался скандалом: теперь здесь действует только один маршрут. Смольный настаивает на том, что проект экономически невыгоден. Пассажиры сетуют, что скоро единственной альтернативой пробкам останется метро. Перевозчики разрывают договоренности и уходят в регионы. Делать прогнозы не решается никто. Но уже сейчас понятно: питерским аквабусам не удастся повторить судьбу венецианских вапоретто и стать частью имиджа города на Неве.
Идею открыть в Петербурге линии трамваев на воде петербуржцы горячо поддержали. Особенно радовались те, кому ежедневно нужно добираться в отдаленные районы – например, в Кронштадт, который стал конечным пунктом Курортной линии. Возможность доехать от Рыбацкого проспекта до Свердловской набережной за 15 минут внушила оптимизм покупателям квартир в новостройках Невского и Колпинского районов. (Вдоль Невской линии расположены ЖК «Дом у Речного вокзала», «Невская звезда», «Молодежный», «На Рыбацком, 17», «Речной»). Всего запустили четыре линии движения аквабусов. Словом, в 2010-м все были, на первый взгляд, довольны. А дальше начались проблемы.
«Развитие аквабусного сообщения в качестве одного из полноценных видов общественного транспорта в Санкт-Петербурге не вполне актуально. Основные недостатки этого формата – более длительный средний интервал ожидания по сравнению с наземным транспортом и метро, высокая стоимость проезда (100 руб.) и фактор сезонности» Александр Веселов, директор по развитию ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate |
Оказалось, что пользоваться услугами нового вида транспорта люди не спешат: метро привычнее и дешевле. Власть компенсировать расходы на содержание транспорта не желает, потому что считает наземные автобусные маршруты более рентабельными. Если в 2012-м государство выделило на аквабусы 142 миллиона рублей, то в этом году вдвое меньше – 60 миллионов.
Центральную и Невскую линии вплоть до прошлого года обслуживала компания «Интер яхт сервис». Когда весной этого года стало известно, что город реорганизует Невскую линию (Свердловская набережная – Рыбацкий проспект), компания отказалась и от обслуживания Центральной. Предприятие переключилось на внедрение проекта в Новгороде и Самаре, а «недоданные» субсидии сейчас пытается взыскать через суд. Свернула работу в Петербурге и компания «Русские круизы», которая обслуживала Курортную линию (Арсенальная набережная – Кронштадт). В итоге 29 мая 2013-го на маршрут вышли только аквабусы Приморской линии (метро «Старая деревня» – Арсенальная набережная). Эта линия – самая короткая из всех, по маршруту с интервалом в 10-12 минут курсируют шесть аквабусов.
Маршрут Приморской линии:
метро «Старая Деревня» – Приморский проспект – метро «Черная речка» – Аптекарская набережная – Петроградская набережная – Арсенальная набережная.
Время работы аквабусов: ежедневно, с 8.00 до 19.50. Стоимость проезда: 100 рублей (детям до 10 лет – 50 рублей, до 5 лет - бесплатно). Провоз багажа (от 36 кг): 50 рублей. Вместимость судов: 12 человек.
В разрезе темы нового строительства перечень остановок по маршруту не впечатляет. По ходу следования аквабусов расположено не так много новых объектов, чтобы можно было говорить о влиянии этого фактора на выбор покупателей.
«Для покупателей квартир в новостройках наличие маршрутов аквабуса будет являться, пожалуй, последним из параметров при выборе объекта. Во-первых, новостройки Приморского маршрута относятся к высокому классу жилья, а во-вторых, до заселения дома маршрут может поменяться несколько раз» Марина Никишова, руководитель департамента аналитики «НДВ СПб» |
Среди строящихся объектов можно выделить МФК Riverside на Ушаковской набережной, 3, от Setl City и ЖК RichArt Club на Дибуновской от компании «Новый город». Но жителям новостроек такого класса вряд ли пригодятся аквабусы. На улице Туристской в районе метро «Старая деревня» в этом году планируют сдать ЖК «Марсель», дальше по ходу следования водного такси компания RBI строит ЖД «Новелла» (район метро «Черная речка»). Недалеко, на Приморском проспекте, 43А, ведет строительство комплекса комфорт-класса компания СУ-155. В районе конечного пункта движения есть уже готовые новостройки «Чемпион» и «Дом на Арсенальной набережной».
В принципе, жители Петроградского и Приморского районов на аквабусах могут добираться до Финляндского вокзала, откуда удобно уезжать на дачные участки. Но основная часть покупателей новых квартир здесь пользуется личным автотранспортом и гораздо больше нуждается в дорогах без пробок. А аквабусы – это нишевый продукт для узкой аудитории.
Александр Веселов считает: «Среди жителей новостроек Петроградского района и других территорий, входящих в состав Приморской линии, аквабусы вряд ли будут очень востребованы. Большинство проживающих в данных локациях работают в других районах города, недоступных для данного вида транспорта. Тем не менее аквабусы могут стать востребованным среди гостей города и положительно повлиять на укрепление имиджа Петербурга как морской столицы России».
Активные обсуждения темы речного такси в соцсетях подтверждают: аквабусы городу нужны. В них заинтересованы и те, кому приходится часто ездить в Кронштадт, и те, кто живет на Васильевском, где с транспортом всегда ощущались проблемы. Компания-перевозчик, которая обслуживает Приморскую линию, предлагает снизить стоимость проезда до 60-75 рублей и продлить маршрут до моста Александра Невского или до Медного всадника. И организовать закольцованный маршрут вокруг Васильевского острова. Власти Петербурга, в свою очередь, продлили Центральную линию (Университетская набережная – Синопская набережная) до площади Александра Невского. Правда, перевозчик, который будет обслуживать это направление, пока не найден.
Те же, кто подыскивает квартиры в строящихся домах, воспринимают вероятность «возрождения» аквабусов как дополнительный бонус. А пока ориентируются на проверенные временем и привычные виды транспорта.
Дата публикации 21 июня 2013