Разговоры о необходимости строительства Восточного скоростного диаметра ведутся уже не один год, но приступить к проекту до недавнего времени не удавалось. Новострой-СПб выяснил, на каком этапе сейчас находится реализация данной концепции и как скажется строительство перспективной магистрали на рынке жилой недвижимости Санкт-Петербурга.
Общая характеристика ВСД
Восточный скоростной диаметр (ВСД) имеет большое значение для Санкт-Петербурга: трасса улучшит транспортную ситуацию в городе, свяжет его восточные районы с югом и центром, сформирует новый круглосуточный автомобильный переход для связи левого и правого берега Невы. На IV ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области», которая проходила 15.11.2017, обсуждение проекта приняло масштабный характер, стал известен его текущий статус (выполнены предпроектные проработки магистрали, определена ее трассировка, утверждены изменения в Закон «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»).
Восточный скоростной диаметр носит официальное название «Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовая - ул. Зольная». Платная дорога охватит 5 районов города: Красногвардейский, Невский, Фрунзенский, Московский и Кировский.
Общая протяженность трассы составит 22,9 км, количество полос для движения предполагается сделать 6, транспортных развязок – 11. Реализовать проект планируется в течение 7 лет (2 года закладывается на проектирование и 5 лет на строительство).
«Восточный скоростной диаметр должен разгрузить автодорожную сеть юга Петербурга и повысить транспортную доступность сразу нескольких районов. Это отразится на комфорте проживания в них, а также привлекательности данных локаций для покупателей и девелоперов»
Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development
Как ВСД повлияет на рынок жилья в отдельных локациях
Восточная хорда пройдет через Фрунзенский район. Часть ее планируется провести от Московского проспекта к Синопской набережной, вдоль Лиговского проспекта, что будет иметь большое значение для его жителей.
Эксперты уверены, что строительство такой важной для города и крупной магистрали как ВСД, повлияет на рынок жилой и коммерческой недвижимости и повысит инвестиционную привлекательность локации, поскольку сделает ее более удобной и связанной с другими районами города. «Вероятно, цены на недвижимость здесь будут расти, поскольку точной трассировки Восточной хорды у девелоперов не было, а потому заложить строительство дороги в стоимость не было возможности. При этом надо понимать, что речь идет о самих по себе качественных проектах, – комментирует Вартан Погосян, директор по маркетингу Glorax Development. – Повышать стоимость плохого жилья только за счет строительства новой магистрали бессмысленно – покупать не будут».
Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент», считает, что Фрунзенский район с открытием новых станций метро пережил настоящий ренессанс. Новость о строительстве Восточного скоростного диаметра тоже будет отыграна рынком, но это произойдет задолго до ввода магистрали в эксплуатацию. Как только приступят к работам, этот процесс сразу же скажется на ценах. Конечно, получение разрешительных документов и работа по девелоперским проектам очень длительна во времени, поэтому сиюминутных спонтанных реакций ждать не приходится.
Как ВСД изменит девелоперскую карту города
Мнения экспертов по поводу влияния открытия ВСД на девелоперскую карту города разделились. Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development утверждает, что застройщики ориентируются на спрос и стремятся предугадывать его. А хорошая транспортная доступность является одним из важнейших рыночных преимуществ локации. Девелоперы традиционно учитывают подобные факторы, понимая, как открытие дороги повлияет на стоимость строящегося жилья и перспективных проектов. Поэтому еще на этапе утверждения трассировки магистрали можно ожидать повышение интереса застройщиков к прилегающим к ней микрорайонам. Удачно расположенные по отношению к ВСД площадки, ранее не вызывавшие у компаний интереса, могут оказаться востребованы.
Вартан Погосян полагает, что существенного влияния здесь быть не может – поскольку о проекте ВСД говорят уже давно, и его строительство не станет неожиданностью ни для компаний, ни для покупателей. «Думаю, что существенно изменить девелоперскую карту города могут только очередные изменения в законодательстве» - считает спикер.
На сколько подорожает жилье вблизи ВСД
Улучшение транспортной доступности неизбежно отразится на стоимости недвижимого имущества, уверены эксперты.
«Мы – пленники мегаполиса, и транспортная доступность в системе приоритетов – одна из главных позиций. Основная часть горожан склонна преуменьшать негативные факторы и позитивно реагировать на то хорошее, что несет в себе транспортная возможность. Долгое стояние в пробках сказывается более пагубно, чем большой транспортный трафик»
Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»
Запуск магистрали может подогреть цены на новые жилые комплексы, расположенные в комфортной близости к ВСД, комментирует Алексей Бушуев. Например, в 2016 году, еще в преддверии открытия центрального участка ЗСД, мы наблюдали повышение спроса на квартиры в строящемся рядом со съездом с трассы ЖК «Светлый мир «Я-Романтик». После начала движения по новому участку магистрали произошла корректировка цен на жилую и офисную недвижимость в Василеостровском и Приморском районах. В зависимости от местоположения и параметров объекта рост цены квадрата составил от 3 до 10%. Также возросли и ставки аренды.
Девелоперы наверняка захотят обыграть момент транспортной доступности ЖК и будут цены повышать, рассказывает Вартан Погосян. При этом спрос сохранится только на тех проектах, которые и без ВСД хорошо продаются.
Что построят рядом с магистралью
Так как транспортная доступность локаций в связи с наличием ВСД существенно улучшится, то это повлияет на строительство жилой и коммерческой недвижимости.
«Интерес девелоперов к локациям, близким к новой магистрали, безусловно, возрастет, «выстрелят» те проекты, которые раньше не представлялись особенно интересными, – сообщает Светлана Денисова. – В первую очередь, я имею в виду реновацию промышленных территорий, это проекты, которые будут переоценены заново».
По мнению Glorax Development, именно существенная протяженность ВСД окажет влияние на развитие перспективного строительства. «Если мы говорим конкретно о Фрунзенском районе, то здесь в ближайшие годы будет реализован один из наиболее масштабных и перспективных проектов в городе – Ligovsky City, который предполагает развитие территорий и создание насыщенной комфортной среды в границах Волковской промзоны» - рассказывает Вартан Погосян.
Алексей Бушуев считает открытие ВСД значимым сразу для нескольких частей города – в том числе и для правобережной части Невского района. Последние годы вдоль Октябрьской набережной ведется активное строительство крупных жилых комплексов, ожидаются и новые проекты. При этом транспортная система района серьезно перегружена. Будущая трасса должна пройти всего в нескольких кварталах от ЖК «Светлый мир «О’Юность», что улучшит транспортную обстановку во всем микрорайоне и повысит доступность комплекса.
Обратная сторона медали
После запуска новой магистрали в локациях, расположенных поблизости, обычно существенно возрастает поток транспорта, что влечет за собой повышение уровня шума и концентрации выхлопных газов. Именно это сподвигло жителей Красногвардейского района выразить свое недовольство трассировкой магистрали, вследствие чего в план были внесены изменения. Многие люди до сих пор испытывают беспокойство в связи со строительством ВСД. Однако эксперты считают, что современные технологии строительства позволяют минимизировать уровень транспортного шума. Говорить же о существенном изменении экологической обстановки в большом городе вообще бессмысленно, комментирует Вартан Погосян, ведь речь не о строительстве предприятия тяжелой промышленности.
«Ряд девелоперских проектов предполагает создание соответствующей инфраструктуры и благоустройства, в том числе организацию зеленых зон, высадку деревьев и растений, словом, это может компенсировать предполагаемые экологические «потери» от строительства трассы»
Вартан Погосян, директор по маркетингу Glorax Development
Алексей Бушуев считает, что все зависит от особенностей трассировки магистрали и расположения по отношению к ней зданий. И это одна из задач разработчиков - найти оптимальное решение, учитывающее глобальные цели проекта и сложившуюся на пути магистрали текущую застройку.
А вот Светлана Денисова полагает, что жилые дома, находящиеся в непосредственной близости от трассы, несколько потеряют в цене, потому что на них придется основное негативное воздействие. Дополнительные шумы, выхлопные газы и пыль – хоть и не существенно, но все же неизбежное ухудшение экологических показателей.
Дата публикации 28 декабря 2017