Паркинг в новостройке – дело нужное. Но если его цена достигает стоимости однокомнатной квартиры, новосел тысячу раз подумает, прежде чем принимать решение о покупке. Сколько новостроек с паркингами представлено сегодня на рынке недвижимости Петербурга, какие наиболее востребованы, и кто покупает машиноместа – на эти вопросы порталу Novostroy-SPb.ru ответили эксперты рынка.
Число парковочных мест в новых жилых комплексах проектируется с учетом принятых в каждом регионе нормативов. На первичном рынке Петербурга и Ленинградской области строится сейчас около 80% жилых комплексов, в которых есть собственные наземные или подземные паркинги. Открытые автостоянки во дворах не способны обеспечить нужное количество мест, поэтому паркинги в новостройках лишними не бывают.
«Собственный паркинг – это уже неотъемлемый атрибут современного жилого комплекса, даже в эконом-классе. И если на территориях КОТ и в Ленобласти вопрос с парковкой личного транспорта еще можно решить благодаря прилегающим улицам, то в обжитых спальных районах дефицит мест для парковки автомобилей на улицах и во дворах уже ощущается. Это и стимулирует спрос на парковочные места»
Светлана Попова, «БФА-Девелопмент»
Подземный или наземный?
В границах основных административных районов Санкт-Петербурга в новых проектах часто строятся подземные паркинги. Это обусловлено ограниченностью участка застройки и дороговизной земли, которую застройщики хотят максимально использовать под строительство жилых и коммерческих объектов. А вот ближе к окраинам, где возводится большое количество объектов комплексного освоения территории, девелоперы могут строить многоэтажные, отдельно стоящие наземные паркинги, которые ввиду более низкой стоимости, как правило, быстрее находят своих покупателей.
«Отдельно стоящие паркинги всегда менее удобны и востребованы, но гораздо дешевле в строительстве. В сегменте масс-маркет, особенно в удаленных районах, строить их выгоднее, чем подземные, несмотря на то, что места на верхних уровнях могут продаваться долго и иногда даже ниже себестоимости. Зато нижние уровни расходятся быстро и по хорошей цене»
Олег Громков, «Северо-Запад Инвест»
В новостройках сегмента масс-маркет подземные паркинги встречаются в основном в проектах верхнего ценового уровня, с хорошей инфраструктурой, а также там, где возможности наземной парковки ограничены, и убыток от паркинга компенсируется качеством новостройки и широким набором «дополнительных опций» (консьерж, огороженная территория, удачные планировки квартир). Наличие подземного паркинга – хорошее дополнение к квартире. Но высокая стоимость машиноместа заметно снижает его привлекательность в глазах покупателей.
Цена и спрос
Сложности в строительстве паркинга влияют на итоговую стоимость машиноместа. Почва в Петербурге нестабильна, при обустройстве подземной стоянки придется продумать тепло- и гидроизоляцию, разработать проект системы приточно-вытяжной вентиляции и противопожарной безопасности. Все это, по словам экспертов компании «Отделстрой», приводит к удорожанию машиноместа.
Стоимость парковочных мест в подземных паркингах Петербурга начинается от 800-900 тысяч рублей даже в сегменте доступной недвижимости. В дорогих сегментах паркинги оборудуются дополнительными опциями и различными техническими новинками – возможностью подняться на лифте к квартире, специальными системами, обеспечивающими удобство въезда и парковки, системами контроля доступа. Стоимость машиноместа здесь достигает 1,5-3 млн рублей.
«В сегменте массового спроса девелоперы не стремятся увеличивать количество парковочных мест, так как платежеспособный спрос на данный товар невысок – несмотря на растущий дефицит парковок, граждане не спешат приобретать машиноместа в построенных паркингах. Их стоимость сегодня в домах эконом- и комфорт- класса составляет около 700-800 тыс. рублей, а граждане готовы потратить на собственное машиноместо в два раза меньше. Реализация парковочных мест в течение строительства идет крайне вяло, спрос несколько активизируется в конце строительства, но более 50% машиномест раскупают, когда дом уже полностью заселен»
Арсений Васильев, «УНИСТО Петросталь»
Цены на паркинги в домах класса масс-маркет и бизнес-класса могут отличаться в два-три раза. Обычно это связано с дефицитом машиномест в локациях, где строятся объекты бизнес-класса, спросом на продаваемые парковочные места со стороны жителей соседних домов, ценой квартиры, на фоне которой место для автомобиля не кажется столь дорогим. Чем ближе к центру города, тем хуже обстоит дело с парковкой на улицах, тем выше класс объектов, и тем нужнее его жителям парковочные места. Поэтому, как правило, с повышением класса объекта растет и количество машиномест, предусмотренных застройщиком.
«Интерес к паркингам возрастает. Для большинства покупателей загородного жилья автомобиль - это необходимая составляющая жизни. В некоторых семьях больше одной машины, и поэтому при покупке квартиры наличие парковки уже не роскошь, а необходимость. У застройщиков появляются другие задачи: не только обеспечить жителей самим наличием парковочных мест, но и сделать парковку максимально удобной и безопасной. Именно это дает новостройке конкурентные преимущества на рынке»
Сергей Кравцов, «Элемент-Бетон»
Оптимальное проектирование паркингов
К числу новостроек, в которых вопрос с парковкой решен оптимально, по мнению опрошенных нами экспертов, можно отнести жилые комплексы «Новый Оккервиль» и «Финские кварталы». В «Новом Оккервиле» множество гостевых парковок во дворах и внутриквартальных проездах, есть подземный паркинг. На въезде в квартал расположены охраняемые парковки, дополнительно строится охраняемый паркинг на 4000 мест. В 2016 году запланировано строительство многоуровневого паркинга.
В «Финских кварталах» парковки вынесены за пределы внутренних дворов, они расположены с внешних сторон улиц, которые ведут к домам. Предусмотрен здесь и отдельно стоящий паркинг. Застройщик обеспечил необходимое количество машиномест, не нарушив комфортного проживания внутри комплекса.
Подведем итог
Большинство жителей микрорайонов новой застройки сталкиваются с нехваткой парковочных мест. Это связано с высокой плотностью застройки и большой этажностью (от 15 этажей и выше). Тем не менее, машиноместа в Петербурге – далеко не нарасхват.
«Место в подземном паркинге – дорогое удовольствие. Стоимость его составляет около 1 млн рублей для дома эконом- или комфорт-класса, и приблизительно 1,2-1,5 млн для дома бизнес- или элит-класса. Плюс нужно учесть платное обслуживание – на отопление, освещение и прочие нужды будет уходить порядка 1300 рублей в месяц. Потому многие предпочитают ставить машины во дворах или на открытых стоянках»
Николай Гражданкин, «Отделстрой»
По наблюдениям специалистов, места в подземных паркингах покупают, в первую очередь, те, кто может купить большую квартиру. Пользуется популярностью формат «семейных мест», когда поставить в паркинг можно два автомобиля, один из которых «запирает» другой. Такие машиноместа обычно на четверть дешевле средней рыночной стоимости двух отдельных мест в паркинге.
На сегодняшний день предпосылок для изменения интереса покупателей к покупке собственного парковочного места нет. Снизить стоимость машиномест застройщики не могут: цена продажи порой не покрывает даже себестоимость. Законодательных инициатив по стимулированию строительства отдельных паркингов и разгрузки дворов от личного автотранспорта пока нет. И нередко петербуржцы предпочитают оставлять свои автомобили на улице, используя газоны, тротуары и детские площадки.
Дата публикации 22 мая 2014