Сергей Будько, коммерческий директор ГК «Кивеннапа», рассказал порталу Novostroy-SPb.ru о том, как рынок малоэтажных новостроек пережил 2015 год и чего следует ожидать в 2016-ом, почему среднестатистический покупатель «малоэтажек» помолодел и как субсидированная ипотека повлияла на реализацию такого жилья.
Сергей, скажите, как рынок малоэтажных новостроек Ленобласти переживает непростое для отрасли время? Как пережил 2015 год и с какими результатами вошел в 2016-ый?
Как и стоило ожидать, рынок малоэтажной недвижимости переживает такие же нелегкие времена, как и городской. Чтобы выжить, многие взялись за сокращение расходов: избавляются от лишнего персонала, реструктуризируют расходы. Активные застройщики справляются с ситуацией, давая скидки и устраивая акции в надежде привлечь к себе покупателей. Наиболее актуальными для покупателей сейчас являются разнообразные программы ипотечного кредитования и выгодные рассрочки. Более слабые проекты и вовсе приостановили продажи до лучших времен.
Какие объекты в сегменте малоэтажного жилья в наибольшей степени подвержены влиянию кризиса?
Падение спроса ощутили все сегменты загородного рынка. Наибольшее падение за прошедший год пережил сегмент коттеджей, которые многие воспринимают как «второй дом» за пределами городской черты. В условиях кризиса это становится непозволительной роскошью. Несколько лучше обстоят дела в сегментах, которые традиционно выступают в качестве более дешёвого аналога городского жилья – таунхаусы и малоэтажные квартирные дома. Лучше всего чувствует себя сегмент участков без подряда, хотя и он переживает ощутимый спад.
Какие-то итоги вы уже проводили – как показатели 2015 года отличаются от 2014-ого?
Увеличилась доля покупки готового жилья и жилья в высокой степени готовности, что довольно предсказуемо – покупатель старается минимизировать риски, волнуясь о способности строительных компаний выполнить свои обязательства в этот нелегкий период. Спрос сместился в сторону более дешевого предложения. В то же время возросло количество запросов о покупке с привлечением заемных средств – ипотеки, субсидий, материнского капитала, а также рассрочки платежей. Многие покупатели производят встречные сделки: продавая одну недвижимость для приобретения другой, что, естественно, увеличивает срок экспозиции по договорам.
В последние годы какие тренды наметились в малоэтажном строительстве?
В этом году набрали популярность малоэтажные многоквартирные дома. Многие люди, не сумевшие позволить себе квартиру в городе, но имевшие острую потребность в решении квартирного вопроса, сделали выбор именно в их пользу. Да и в целом люди начинают уставать от высотной застройки пригородных районов, ища альтернативу за чертой города.
А вообще «малоэтажка» тесно связана со средне- и высокоэтажным строительством, или она все же стоит неким особняком и развивается по своим законам?
Безусловно, это сегменты одного рынка, а потому общие тенденции прослеживаются во всех них – где-сильнее, где-то слабее. С другой стороны, главное отличие «малоэтажки», как уже говорилось выше, это доля покупок «второго жилья». Многие рассматривают загородные дома как дополнительное вложение, а потому этот рынок реагирует на кризисную обстановку острее городского, который в первую очередь призван удовлетворить первоочередную потребность в жилье. Хотя, возможно, это тенденция может в скором времени сгладиться, поскольку текущие цены на жилье в черте города и вероятная отмена субсидированного ипотечного кредитования вынудят людей искать более дешевые варианты вложения денежных средств.
На ваш взгляд, за городом сегодня должна преобладать малоэтажная застройка или нет? Почему?
Постепенно и покупатель, и власти начали приходить к выводу о проблемах высотной застройки, которая на сегодняшний день окружила город. Это огромное количество небольших квартир в высоких домах, порождающее транспортные заторы и проблемы с инфраструктурой. На наш взгляд, нужно стремиться к развитию кварталов малоэтажной застройки. Это жилье создает более гуманную среду обитания и более бережно вписывается в окружающую среду.
Раньше жизнь за городом в малоэтажном комплексе была уделом, скорее, старшего поколения, а сегодня покупатель помолодел. Что этому способствует?
Прежде всего этому способствуют рост цен на городское жилье. Среднестатистическая семья может позволить себе купить студию или, максимум, однокомнатную квартиру, география которых смещается все дальше за черту города. В то же время за те же деньги можно приобрести небольшой таунхаус площадью 70 кв. м или квартиру в малоэтажном комплексе. Для молодой семьи с одним-двумя детьми этот вариант будет более оптимален. Многие готовы жертвовать временем на дорогу до города ради более комфортной жизни.
Большое влияние на рынок новостроек оказала программа субсидирования ставки по ипотеке. На рынке малоэтажного жилья она действует? Вообще какой обычно процент ипотечных сделок в данном сегменте и как эта цифра изменилась в 2015 году?
Доля сделок с ипотекой на загородном рынке составила порядка 30% за последний год, что, конечно же, во многом было обусловлено введением субсидированной ипотеки. Программа распространялась на все объекты в стадии строительства (или без документов о постановке на кадастровый учет), аккредитованные банками, имевшими право на предоставление субсидированной ипотеки. Это побудило многих застройщиков привлечь данный инструмент к продажам. Например, у нас появилось подобное предложение в двух проектах (ЖК «Кивеннапа Юг» и ЖК «Кивеннапа Юго-Запад»). Однако доля ипотеки на загородном рынке меньше, чем на городском в виду больших юридических сложностей.
Каким будет 2016 год на рынке малоэтажного жилья? Стоит ли ждать резких изменений?
Думаю, это будет нелегкий год для рынка недвижимости в целом. Налицо довольно сильное затоваривание: на фоне падения спроса в этом году был введен рекордный объем жилья, превысивший показатели прошлого года на 15%. На фоне ослабевающего рубля, растущей инфляции и цен, а также падающих реальных доходов предпосылок для роста спроса нет. Ситуацию усугубляет и вероятная отмена субсидированной ипотеки в марте этого года. Начало года будет не простым, но многое будет зависеть от макроэкономических факторов. Стоит потуже затянуть пояса и сражаться за каждого клиента.
Читайте также:
Новостройки 2015 года: какие проекты вышли на рынок
Дата публикации 08 февраля 2016