Настал момент, который стоил всех пережитых волнений и долгого ожидания: вы держите в руках ключи от собственной, уже готовой квартиры. Вас, конечно, переполняют чувства, но что делать дальше? Какие шаги предпринимать в первую очередь? Какие документы подписывать? Что допускается делать во время ремонта, а что категорически запрещено? Новострой-СПб узнал ответы на все вопросы и подготовил на эту тему полезный материал.
В первую очередь
Как показывает практика, владельцы квартир в строящемся доме мечтают получить ключи от своего нового жилья и как можно скорее туда въехать. Они наивно полагают, что на этом их приключения закончатся. На самом деле, все самое «интересное» только начинается. Хозяевам квартиры предстоит сделать еще множество разных дел.
И первое из них – это подписание договора с управляющей компанией на обслуживание здания. Затем последует вручение инструкции по эксплуатации квартиры, паспортов на счетчики, ключей от почтового ящика и различных элементов инженерных систем для возможности пользования квартирой (термоголовки, пожарный рукав и т.п.), рассказывает Евгений Перминов, первый заместитель генерального директора УК «КВС-сервис». И только после этого можно приступать к ремонтным работам, заселению и оформлению права собственности.
«Изначально управляющая компания назначается по умолчанию застройщиком. Это нужно для того, чтобы передать домовое имущество на баланс УК. Затем собственники квартир вправе выбрать новую, понравившуюся им управляющую компанию»
Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»
Второй, не менее важный шаг – оформление права собственности на недвижимость. Как только дом поставлен на кадастровый учет, в МФЦ можно подавать следующие документы:
- ДДУ с отметкой о регистрации в Ростреестре;
- акт приема-передачи квартиры (2 экземпляра);
- документ, удостоверяющий личность будущего собственника жилья (как правило, это паспорт);
- СНИЛС;
- квитанцию об оплате Госпошлины (2 тыс. руб.).
Если в акте приема-передачи указаны два дольщика и более, то сумма госпошлины делится между ними в равных долях и предоставляется квитанция об оплате от каждого дольщика.
В случае, если квартира приобреталась в ипотеку, к этим документам добавляется закладная от банка, для оформления которой необходимо будет также заказать отчет об оценке квартиры, а также кредитный договор, дополняет Надежда Зотова, директор по маркетингу и рекламе строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест». После оформления права собственности новоселы могут подавать документы на регистрацию в паспортный стол, за которым закреплен дом.
Перепланировка и время проведения ремонтных работ
Если квартира сдавалась собственнику без отделки, значит, в ней предстоит делать ремонт. Время проведения всех шумных работ строго регламентировано Законом Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»: в будние дни с 22.00 до 08.00 их осуществлять нельзя. В выходные и праздники установлено дополнительное ограничение – с 08.00 до 12.00 часов дня.
На практике ситуация немного другая: в большинстве случаев жильцы конкретного дома принимают совместное решение о том, в какие часы и дни делать ремонт и придерживаются заданных рамок. Как правило, шумные работы проводят с 09.00 до 18.00-19.00 с дневным перерывом с 13.00 до 15.00 (время, когда родители укладывают маленьких детей на дневной сон).
Что касается ремонта, то здесь действуют непреложные правила, которые нарушать нельзя. По законодательству РФ, перепланировку в квартире можно делать только с согласия проектной организации.
В квартире категорически запрещается:
- трогать несущие стены и создавать на них дополнительную нагрузку (нельзя их сносить, переносить, перестраивать);
- переносить «мокрые зоны» (кухня, санузел);
- увеличивать санузел за счет жилых помещений;
- перекрывать вентиляционные шахты;
- нарушать работу вентиляционных систем, газовых магистралей и стояков;
- устанавливать радиатор на лоджии;
- увеличивать площадь своей квартиры за счет общедомового пространства;
- демонтировать перекрытия между смежными квартирами;
- сносить стены при присоединении балкона/лоджии к жилой комнате;
- подключать теплый водяной пол к общедомовой отопительной системе.
В квартире можно:
- устанавливать и демонтировать межкомнатные перегородки и ненесущие стены;
- устанавливать перегородки для зонирования;
- увеличивать площадь жилых комнат за счет утепленной лоджии или коридора;
- увеличивать площадь мокрых точек за счет нежилых помещений (коридор, кладовка).
Общедомовое имущество – в личных целях
Владельцы квартир ежемесячно оплачивают не только коммунальные платежи, но и содержание и обслуживание общего имущества. При желании его можно использовать в личных целях (например, хранить коляски, велосипеды и иные крупногабаритные вещи), если только предпринятые действия не будут противоречить законодательству, а также моральным и этическим нормам.
Вот только вряд ли удастся это сделать сразу после получения ключей, поскольку не менее 2/3 собственников дома должны проголосовать «за» по вопросу утверждения. Делается это на Общем собрании Перечня общего имущества и Порядка распоряжения общим имуществом. Там же решается, кому и на каких условиях оно предоставляется, кто имеет право заключать договоры аренды общего имущества, куда идут доходы от его использования. Бывают случаи, когда к моменту заселения последних собственников собрание уже состоялось, но это скорее исключение из правил, комментирует Ольга Мицеловская, генеральный директор ООО «БФА Сервис» (управляющая компания ЖК «Огни залива»).
«Важный момент: хранение вещей не должно перекрывать пожарные выходы или препятствовать свободному покиданию квартир в случае непредвиденной ситуации»
Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development
«Коммунальные» нюансы
Иногда возникают трения между жильцами и УК, когда первые отказываются платить коммунальные услуги на том основании, что они пока еще не живут в новом доме. Однако все споры здесь абсолютно бесперспективны. В соответствии с Жилищным Кодексом РФ и Федеральным Законом № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», начало оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) наступает с момента подписания акта приема-передачи квартиры и получения дольщиком ключей.
С этой минуты владелец жилплощади несет ответственность за все, что происходит на его территории, а также оплачивает коммунальные услуги, даже если у него идет ремонт и жить в квартире пока еще невозможно, говорит Ольга Ульянова. При этом, отсутствие документа о собственности (если, к примеру, идет процесс оформления) не освобождает хозяина от оплаты счетов.
«Бывают случаи, когда УК просит собственника сразу внести оплату на 3-4 месяца вперед. Связано это с тем, что большинство жителей, получив ключи, начинают делать ремонт, переезжают не сразу, а об оплате коммунальных услуг забывают, из-за чего копятся долги перед сбытовыми компаниями»
Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development
В нежилой квартире начисления выписываются по нормативам, если владелец не подает показания индивидуальных приборов учета. После снятия контрольных показаний производится перерасчет начисленной оплаты коммунальных услуг. В случае отказа собственника от оплаты ЖКУ, формируется судебный приказ, и взыскания происходят в судебном порядке, сообщает Евгений Перминов.
«Однако, если вовремя подавать информацию о нулевых показаниях приборов учета, оплата за коммунальные услуги (электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, отопление) начисляться не будет – в том случае, если они фактически не потребляются. Услуги за содержание помещений (жилищные услуги) оплачиваются с момента подписания акта приема-передачи квартиры согласно установленным тарифам», – добавляет Ольга Мицеловская.
«Если жильцы отказываются оплачивать счета, а просрочка составляет 2 и более месяцев, то управляющая компания в праве обратиться в суд. Такие случаи происходят крайне редко, и сумма должна быть более внушительной. Управляющая компания часто с пониманием относится к случаям просрочки, давая собственнику квартиры время решить возникшие проблемы»
Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development
Гарантийный случай
Гарантийные обязательства застройщика по Гражданскому кодексу РФ составляют 5 лет на весь дом, и не более 3 лет на коммуникации инженерно-технического обеспечения.
К гарантийным случаям могут относиться трещины на стенах, сколы фасадной облицовки, повреждения оконных блоков и стекол, протечки инженерии или балконного остекления – если только они произошли не по причине неправильной эксплуатации. Если, к примеру, протечка была вызвана тем, что собственник в процессе ремонта снимал и потом неправильно установил радиатор, сливал строительные отходы в унитаз, самостоятельно менял фасадное остекление или монтировал кондиционер, что привело к нарушению целостности фасада, – все эти случаи не попадают под гарантию. То же касается вреда, причиненного общедомовому имуществу в процессе эксплуатации и повреждений, нанесенных самими жильцами: разбитых стекол и светильников, выведенных из строя лифтов и домофонов, комментирует Надежда Зотова.
Кроме того, застройщик не несет ответственности за недостатки, которые не являются скрытыми и не были отражены при приемке квартиры в акте: царапины на дверях, трещины на стекле, вмятины на радиаторах и так далее.
В рамках гарантийных обязательств, неполадки, обнаруженные жильцами или УК, фиксируются эксплуатирующей организацией. После этого направляется официальное письмо застройщику, который высылает комиссию для обследования. По итогам работы комиссии составляется акт, подтверждающий или опровергающий наличие гарантийного случая. В случае подтверждения, застройщик исправляет замечания.
«Гарантия на отдельные комплектующие, изделия и оборудование МКД устанавливается паспортами завода-изготовителя конкретного изделия. Например, гарантийный срок на полы из ламинированной доски составляет 1 год, на общестроительные работы – 5 лет, на оконные конструкции – тоже 5 лет, но с условием проведения их ежегодного технического обслуживания специализированной организацией и составлением соответствующего документа»
Евгений Перминов, первый заместитель генерального директора УК «КВС-сервис»
Гарантия на квартиру с ремонтом
Срок гарантии на отделочные работы каждый застройщик устанавливает индивидуально. Но, как правило, он распространяется на:
1. Полы (материал и качество укладки) – 5 лет.
2. Стены (поклейка обоев и укладка кафельной плитки) – 5 лет.
3. Межкомнатные двери – 5 лет.
По словам Евгения Перминова, все механические дефекты должны устраняться до подписания акта приемки-передачи. Гарантия распространяется строго на скрытые дефекты, которые невозможно обнаружить визуально. «Надо понимать, что в помещении должен соблюдаться нормативный температурно-влажностный режим. При его нарушении может деформироваться напольное покрытие, отклеиваться обои и образовываться конденсат на потолке. Принадлежность к гарантийному случаю устанавливается комиссией с присутствием представителей застройщика, УК и собственника квартиры», – отмечает эксперт.
Читайте также
Порядок передачи квартиры по ДДУ
«Создается ощущение, что управляющая компания на стороне жильцов, но по факту это не так»
Дата публикации 27 мая 2019