Современный мир диктует свои правила, по которым волей-неволей всем приходится жить. И сейчас на первый план выходит новое поколение людей, которых социологи называют «миллениалами». Кто эти люди, в чем их потребности и особенности, способны ли они кардинально изменить рынок недвижимости, выяснил Новострой-СПб.
«Поколение Y»: кто они
Миллениалами обычно называют поколение, родившееся в промежутке с 1981 по 2001 год. Новое тысячелетие – миллениум – в большинстве своем они встретили в юности, уже в относительно сознательном возрасте, и это определило вектор их развития. В отличие от своих мам, пап, бабушек и дедушек, которые знакомились с компьютерами и интернетом весьма медленно и осторожно, миллениалы впитали цифровые технологии буквально с молоком матери.
Без всемирной паутины, соцсетей и удобных гаджетов они себя не мыслят. Общение в виртуальном мире для них не менее важно, чем в реальности, а для некоторых имеет даже первостепенное значение. Многие вопросы они предпочитают решать через групповые чаты в различных соцсетях и мессенджерах.
Для людей поколения Y большое значение имеет собственный комфорт и свобода. Они мало ориентированы на семью и детей, не боятся менять работу, место жительства и даже переезжать в другие города и страны. Поэтому и не спешат обременять себя собственностью, предпочитая арендовать жилье в удобном месте.
Проживать они стремятся поближе к центру города, где в пешей доступности находятся все развлечения, культурные достопримечательности и работа. Оптимальный вариант – зарабатывать фрилансом, не выходя из дома. Свободные деньги миллениалы с удовольствием вкладывают в развлечения, путешествия и хобби, а женитьбу и рождение детей откладывают «на потом», равно как и покупку жилья.
Но, несмотря на это, рано или поздно большинство из них приходит к тому, что собственная квартира все-таки нужна. И они становятся покупателями нового формата.
Влияние миллениалов на рынок недвижимости
Миллениалы выходят на рынок недвижимости со своими потребностями, которые отличаются от «стандартных».
По данным Ольги Трошевой, руководителя Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», таких клиентов сейчас порядка 38%. Таким образом, на данный момент люди от 25 до 35 лет – это самая многочисленная категория покупателей квартир. И они уже изменили как рынок недвижимости, так и сам процесс покупки жилья.
К примеру, миллениалы доверяют социальным сетям, следят за аккаунтами интересующих их брендов и часто пользуются интернет-магазинами. Именно для них создаются сервисы, позволяющие выбрать и забронировать квартиру онлайн.
«Изменились каналы поиска квартиры и подход к продвижению объекта. Более молодое поколение покупателей активно пользуется гаджетами и просматривает ролики на YouTube. Если застройщики хотят, чтобы их продукт увидели, они должны находиться на этих же площадках. Причем, речь идет не только о баннерах. Это должен быть полезный контент, диалог с клиентом на интересные ему темы, юмор, необычная подача»
Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС»
При выборе дома ключевым фактором становится расположение: представителям поколения Y важно быть мобильными и иметь возможность быстро перемещаться по городу. Еще они нередко приобретают квартиру в ипотеку: кредитные средства используют около 3/4 клиентов в возрасте 25-35 лет, сообщает Ольга Трошева. Многие предпочитают ипотечные программы с платежом, сопоставимым со стоимостью аренды аналогичного жилья. И это неспроста.
Многие российские миллениалы рассматривают собственную квартиру не только как место для жизни, но и как долгосрочное вложение, рассказывает Анжелика Альшаева. Имея жилплощадь в Петербурге, они сдают ее в аренду и снимают иной вариант, более близкий к работе. Таким образом, аренда не исключает покупку своего жилья.
Кроме того, среди миллениалов распространен дауншифтинг, и персональная квартира в этом случае является источником стабильного пассивного дохода. Планировки квартир также меняются под потребности современных горожан, которые все меньше времени проводят дома и реже готовят, полагает спикер.
Актуальными становятся европланировки с совмещенными кухнями-гостиными и небольшими приватными комнатами для каждого члена семьи. Они позволяют более эффективно использовать площадь. В приоритете – большие окна, наличие кладовых или мест для систем хранения. Впрочем, поколение Y больше ценит инфраструктуру жилого комплекса, чем саму квартиру, считает Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.
Им важно наличие коворкинга, общественных пространств, кафе, стоянок для велосипедов и гироскутеров, а также мест на территории квартала, где они могли бы проводить время как с ноутбуком за работой (разумеется, при наличии повсеместного Wi-Fi-покрытия), так и для общения с друзьями.
«Средний возраст покупателя жилья заметно помолодел, это заметно во всех сегментах рынка. Молодежь больше настроена на приобретение объектов на первичном рынке. Также заметно снижение среднего возраста покупателей объектов бизнес-класса. Многим клиентам около 30-40 лет, и их отличает более тщательное и внимательное отношение к проектам»
Александр Гиновкер, генеральный директор агентства недвижимости «Невский Простор»
«Мелкая нарезка» – уж не заслуга ли миллениалов?
В последнее время стали появляться апартаменты и квартиры совсем «мелкой нарезки» – 11-12 кв. м. И некоторые усматривают в этом прямую связь с миллениалами. Однако вряд ли она имеется на самом деле.
Миллениалы тяготеют к компактному, но функциональному жилью, предпочитая брать его сразу с отделкой или даже базовыми пакетами мебели, чтобы избежать лишних трат, уверяет Алексей Бушуев.
«Появление квартир «мелкой нарезки» нельзя назвать только лишь влиянием миллениалов. Скорее, это реакция рынка на снижение финансовых возможностей клиентов»
Александр Гиновкер, генеральный директор агентства недвижимости «Невский Простор»
Квартиры минимальной площади нельзя назвать признаком исключительно «нашего» времени, считает Анжелика Альшаева: «В типовых домах 70-х и 80-х годов можно найти «трешки» в 40-45 кв. м – по сути это метраж однокомнатной квартиры сегодня. Они создавались, прежде всего, как экономичное жилье, причем, временное. И квартиры-студии сегодня воспринимаются также: как первая недвижимость, либо для сдачи в аренду».
А как же спальные районы?
Если миллениалы так любят снимать жилье вблизи центра, где протекает вся культурная жизнь города, то не приведет ли это к тому, что со временем спальные районы попросту «вымрут»?
Пока подобные опасения напрасны. Говорить о падении их популярности не приходится, уверяет Ольга Трошева. Основной объем спроса миллениалов приходится на проекты квартальной застройки в Красносельском, Приморском, Выборгском и других районах города. Кроме того, среди молодых людей востребованы жилые комплексы в зонах редевелопмента: в их числе есть объекты и рядом с центром, и в «спальниках».
К тому же, при наличии развитой инфраструктуры и удобной транспортной доступности спальные районы могут стать достойной альтернативой жизни в центре, считает Алексей Бушуев.
Тот же Приморский район, хоть и считается спальным, но по количеству мест для развлечений, ресторанов, кафе, парков и прогулочных зон не уступает центральной части Петербурга.
«Молодому поколению важно везде успевать и чувствовать себя в эпицентре событий. Но цена за квадратный метр в самом сердце города высокая, и далеко не каждый может себе позволить купить здесь квартиру. Поэтому миллениалы предпочитают взять доступный лот под сдачу на окраине, и на эти деньги снимать квартиру в центре, пускай даже с небольшой доплатой. Квартиру на окраине можно купить примерно на 20-25% дешевле, чем в центре, при этом цены на аренду в центре и на окраине различаются меньше – в среднем на 10-15%. Миллениалы умеют считать, и выбирают наиболее выгодный вариант не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения успешной жизни»
Дмитрий Рубин, вице-президент Ассоциации риэлторов
В ближайшие годы количество миллениалов среди покупателей будет лишь увеличиваться. Но это не значит, что с рынка исчезнет аудитория с классическими представлениями о недвижимости.
Люди более старшего поколения будут выбирать привычные им проекты, не сомневается Екатерина Тейдер, руководитель направления девелопмента Becar Asset Management.
«Запросы к форматам жилья меняются с учетом роста и развития личности, особенно когда у человека появляется семья. Это не отменяет принадлежность нового поколения к своим ценностям, но находить они их могут в разных форматах», – полагает эксперт.
Общие тенденции рынка
Видя явное нежелание поколения Y обременять себя недвижимостью, планомерно возникает вопрос: что будет с рынком новостроек в будущем? Не сменится ли он постепенно рынком арендного жилья?
В этом вопросе мнения экспертов разделились.
По оценке Юрия Загоровского, генерального директор агентства недвижимости «Дарко», сегодня покупательская активность на рынке недвижимости – у местной молодежи и у приезжих студентов, которым приобретают студии или «однушки» родители. Остальные чаще арендуют жилье. В перспективе арендный рынок станет играть большую роль не только для миллениалов, но и для других клиентов. И чем дальше, тем все меньшая часть населения будет готова приобретать свое жилье.
С ним согласна Екатерина Тейдер, считая, что рынок цивилизованного арендного жилья будет развиваться по аналогии с рынком сервисных услуг в целом.
«При достаточном объеме аудитории с определенными потребностями изменился рынок такси, для горожан он стал альтернативой личным автомобилям: когда проще пользоваться, чем владеть. Аналогичный подход можно проследить и к жилью, поэтому впереди нас ждут изменения», – считает эксперт.
Иного мнения придерживается Ольга Трошева: «Мы не наблюдаем тенденции к тому, чтобы миллениалы массово отказывались от приобретения жилья: люди по-прежнему хотят иметь собственную недвижимость и считают покупку квартиры важным этапом в жизни и признаком успеха».
«За модным словом «миллениалы» скрываются такие же люди, как и другие, с очень схожими потребностями. И воспитаны они родителями, жившими в СССР… Несмотря на мобильный и динамичный образ жизни, собственность у миллениалов все равно остается в приоритете, как психологически, так и с точки зрения законодательства: постоянная прописка еще никому не мешала»
Дмитрий Рубин, вице-президент Ассоциации риэлторов
Коливинг как новый формат проживания для миллениалов
Миллениалы родились в условиях глобализации, у них высокая степень мобильности, им важно иметь свободу перемещения. Поэтому акцент на аренде выглядит уместным, считает Екатерина Тейдер.
Предпочтение отдается тем форматам размещения, где есть возможность получить качественные условия с любой продолжительностью проживания. При этом, «гибким» должно быть не только само пространство (многофункциональность планировок и дизайна), но и сервис, который может получить арендатор.
За «сервис по запросу» миллениалы готовы платить, ведь он позволяет им делать то, что нравится, сокращая время на бытовые вопросы.
Но это дорогое удовольствие, поэтому миллениалы ищут возможность совместить максимальное количество доступных сервисов, комфортное размещение и разумную плату. Исходя из этого, девелоперы пробуют новые варианты, которые подразумевают использование sharing economy (разделение финансовой нагрузки за размещение и сервисы).
Видя, как развивается микроливинг и коливинг (форматы, которые предполагают совместное проживание разных людей под одной крышей), застройщики все чаще начинают использовать их в своих проектах.
Читайте также
Названы питерские квартиры, на которые растет спрос
Дата публикации 27 ноября 2019