На месте бывших совхозных полей в пригородах Северной столицы девелоперы возвели настоящие каменные джунгли. Основная единица нового жилого пространства это большой дом-человейник. Урбанисты предсказывают таким районам упадок, застройщики и часть местных жителей, наоборот, считают застройку современной и правильной. Новострой-СПб решил разобраться в ситуации, изучив все «за» и «против» обеих сторон.
Статистика vs жизнь
В 2018 году Всеволожский район был признан самой криминальной локацией Ленинградской области. По данным местного УМВД, в день здесь в среднем совершалось 3-4 преступления. Весной этого года полицейские отрапортовали о снижении количества преступлений в районе на треть, однако жители продолжают наблюдать многочисленные нарушения правопорядка.
Интернет-издание 47news.ru опубликовало историю жителя города Мурино, который 1 октября возвращался домой и стал свидетелем нескольких преступлений за короткий промежуток времени. Вначале мужчина увидел горящий, словно огромный факел, «Мерседес». Пожарные потушили огонь, но машина выгорела полностью.
Чуть позже, недалеко от этого места, наш герой стал свидетелем еще одного инцидента – столкнулись маршрутка и автомобиль «Хендай». Аварию оформили быстро – это сделал все тот же наряд ДПС, который приехал на пылающий «Мерседес».
Пройдя еще немного, мужчина увидел, как из окна многоэтажки выпал человек. А когда он почти дошел домой, его поджидала массовая драка, сопровождаемая женскими криками. Описанные события произошли в районе бульваров Менделеева и Воронцовский.
На полпути в гетто
Новые жилые кварталы вокруг станции метро «Девяткино», расположенные в городе Мурино и поселке Новое Девяткино, уже заслужили неоднозначную репутацию. Многоэтажные новостройки растут как грибы уже который год подряд, при этом социальная инфраструктура запаздывает, а транспортная доступность может считаться хорошей только для пешеходов, которые живут недалеко от подземки.
Блогер-урбанист Илья Варламов давно говорит о том, что локация постепенно становится гетто. Он выделил пять стадий превращения пригородных многоэтажных районов в неблагоустроенную и густонаселенную резервацию, и, к примеру, Мурино, по его мнению, находится на середине данного пути.
Перечислим эти этапы.
Часть интернет-пользователей, которые живут в районе метро «Девяткино», подтверждают вышесказанное. Они говорят о пробках, из-за которых «не уехать, не приехать», переполненных маршрутках, нехватке детских учреждений, проблемах с парковкой, грязи на пустырях, плохих запахах, множестве пьяных. В домах сильная слышимость, в подъездах грязно, а стены и лифты разрисованы.
Что касается прогулок, походов в кафе и более разнообразных покупок – к услугам жителей главный бульвар. Однако в глубине района есть только многоэтажные дома с крошечными детскими площадками, нет парков и скверов, а люди живут «окна в окна». При этом застройщики готовят новые площадки для очередных жилых комплексов, чтобы продолжить «гнать этажи».
Патриоты новых районов
Несмотря на мрачные прогнозы урбанистов, множество людей сознательно покупают квартиры в быстрорастущих пригородах Петербурга и находят много позитивных моментов в новых районах, отказываясь считать их гетто.
По их словам, локация около метро «Девяткино» – современная и молодая, как и ее жители, которых отличает сплоченность, инициативность, сознательность. Они активно пользуются социальными сетями – сообщества помогают объединить вновь приезжающих, по-соседски решать проблемы.
Горожане отмечают постоянные изменения – открываются новые кофейни, пекарни, аптеки. Высаживаются новые деревья, правда, преимущественно силами самих жителей. А до настоящей природы – леса с озером – можно доехать на электричке буквально за 15 минут.
При этом даже позитивные муринцы соглашаются с тем, что городу не хватает озеленения, пространств для отдыха, детских садов, школ. Нет полиции, больницы, пожарного депо, библиотеки, торгового комплекса и кинотеатра.
Вперед в светлое будущее?
По информации Новострой-СПб, сейчас в районе метро «Девяткино» продаются квартиры в 73 жилых комплексах. Цены стартуют от 1 млн рублей – за эту сумму можно купить студию площадью 20 кв. метров в ЖК «Ромашки» от застройщика «Романтика».
Бывшие совхозные поля осваивают настолько активно, что плотность застройки превышает нормативы в 2,5 раза, по неофициальным данным здесь уже живут около 100 тыс. человек. Ежедневно в центр на работу или учебу едут не менее 75% жителей, а это огромная нагрузка на станцию метро и единственная дорогу. На столь быстрорастущее население действительно не хватает социальных и учебных объектов.
Казалось бы, все именно так, как говорят урбанисты, а значит дальше будет только хуже. Однако застройщики приводят свои контраргументы. Некоторые из них считают, что локация вокруг метро «Девяткино» ничем не отличается от других спальных районов Петербурга во времена их массовой застройки, к примеру от Приморского и Выборгского. Им потребовались десятилетия, чтобы превратиться в места, где люди стремятся жить.
Местные власти уже взялись за решение транспортной проблемы – обсуждаются возможные схемы увеличения пропускной способности станции метро «Девяткино», а до 2022 года здесь должен появиться транспортно-пересадочный узел «Девяткино».
ТПУ свяжет воедино международный автобусный вокзал, железнодорожную станцию и конечную точку красной ветки метро. В рамках ТПУ также построят три ТЦ и 5 бизнес-центров. Планируемый пассажиропоток – 62 тыс. человек ежедневно. В мае этого года началось строительство одного из съездов на развязке с КАД в западном Мурино – таким образом жители получат дополнительный выезд из территории интенсивной застройки.
Что касается нехватки социальных объектов, то получение Мурино статуса города поможет в решении и этой проблемы. По российскому законодательству к городам предъявляется больше требований в плане инфраструктуры. Теперь Мурино может рассчитывать на различные федеральные программы, направленные на улучшение городской среды, получать дополнительные средства на развитие и строительство соцобъектов.
Смогут ли все эти действия превратить локацию Девяткино в город-сад? Если посмотреть на карту местности, можно увидеть, что проекты застройки не подразумевают ни озеленения, ни каких-то других пространств для отдыха – дома стоят максимально плотно друг к другу. Только между Новым Девяткино и Мурино есть островки зелени и протекает река Охта.
Дополнительные школы, детские сады, больницы, не говоря о торговых центрах с кинотеатром, тоже требуют места. Скорее всего, их придется выносить за пределы существующих проектов. Решить транспортную проблему также задача не из легких – при такой высокой плотности застройки пробки и битва за парковку внутри района обеспечены на много лет вперед.
Стоит признать, что пессимистичные прогнозы урбанистов опираются на вполне конкретные факты, а все те плюсы, о которых говорят патриоты пригородной застройки – это типичные достоинства новой застройки. Через 15–20 лет дома обветшают, жители станут не такими молодыми и активными, а их дети разъедутся в поисках лучшей доли. И что в итоге останется – Готэм-Сити или современный пригородный район – покажет время.
Читайте также:
Собственное жилье за 1 млн рублей: обзор новостроек у метро «Девяткино»
Ленобласть рубль сбережет: какое жилье купить в пригороде, если не хватает на квартиру в Петербурге
Криминальный район: где в Петербурге опасно жить и почему
Дата публикации 08 октября 2019