За последние 20 лет уровень автомобилизации в России вырос со 118 до 330 автомобилей на тысячу человек, то есть почти в 3 раза. Этот факт делает паркинг неотъемлемым атрибутом современного жилого комплекса. Портал Novostroy-SPb.ru выяснил, какие паркинги есть в новостройках Петербурга и сколько придется заплатить за машино-место.
Все по правилам
Количество парковочных мест в новостройках регламентируется Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга. В них предусмотрено, что на каждые 80 квадратных метров общей площади квартиры должно приходиться минимум одно парковочное место. «Данная норма действует для новостроек, возводящихся на новых территориях. При реновации кварталов и уплотнительной застройке требования могут быть ниже», – отмечает Жанна Реброва, директор направления «Новое строительство» АН «Итака».
Антон Банин, ведущий аналитик ГК «Доверие» отметил, что помимо Правила землепользования и застройки сегодня нормирование по обеспечению машино-местами регламентируют Региональные нормы градостроительного проектирования и 820-7 закон Санкт-Петербурга. «На текущий момент эти акты не приведены к единому знаменателю, но законотворцы стремятся в ближайшем будущем сформировать единые правила. Пока же застройщику приходится руководствоваться теми или иными нормами «на местности», – поясняет Антон.
В агентстве недвижимости «Итака» также считают, что чем выше категория новостройки, тем более востребованы парковочные места. Покупатели квартир эконом- и даже комфорт-класса не спешат приобретать места в паркингах, предпочитая оставлять автомобиль во дворе, а вот те, кто рассматривает жилье бизнес- или премиум-класса заинтересованы в приобретении достаточного количества мест для размещения своего автотранспорта.
«В комплексах эконом-класса востребованными оказываются примерно 20 парковочных мест на 100 квартир. В домах комфорт-класса – уже 60. А вот покупатели элитной недвижимости могут приобретать от одного до трех машино-мест на семью»
Жанна Реброва, АН «Итака»
Таким образом, застройщик определяет необходимое количество парковочных мест, исходя из действующих региональных градостроительных нормативов, но, к сожалению, эти нормативы не отражают реальной картины потребности населения для конкретного места, где строится дом. Как заметила начальник отдела продаж компании «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова, в центре города, где высокая плотность застройки, узкие улицы, существует огромная потребность в парковочных местах, при этом здесь возводятся объекты премиум-класса, в которых стимулировать продажу машино-мест не требуется. На окраинах города совсем другая история. Нормативом предписано возводить одно парковочное место на 80 кв. м жилой площади, но как показывает практика, такое количество машино-мест не раскупается.
«Если говорить об окраинах, где возводятся дома жесткого «эконома», в которых преобладают малогабаритные квартиры и студии, то даже один из четырех владельцев квартир не готов приобрести машино-место в паркинге. Во-первых, человек не собирается долго жить в малогабаритной квартире, во-вторых, стоимость его автомобиля сопоставима с ценой машино-места. В итоге паркинги остаются невостребованными. Есть альтернатива: широкие бульвары, большие прилегающие территории, пустующие пространства. Ситуация не вынуждает гражданина выкупать машино-место», – говорит Светлана Денисова.
Под или над землей
В петербургских новостройках распространены два вида паркингов: подземный и наземный многоуровневый (отдельно стоящий или пристроенный). При этом количество мест в подземных паркингах в 2-3 раза превышает количество мест в наземных.
Широкое распространение подземных паркингов в черте города объясняется просто: решающую роль здесь играет вопрос сохранения площади земельного участка. Подземный паркинг может располагаться и под самим домом, и под территорией двора. В последнем случае крыша паркинга может использоваться для размещения детских и спортивных площадок. А вот за городом, где очень много проектов комплексного освоения территории, выгоднее строить отдельно строящие многоуровневые наземные паркинги. Кстати, застройщики предпочитают комбинировать – часть домов обеспечивается подземным встроенным паркингом, часть – пристроенным в несколько этажей и несколько – отдельно стоящими. Также в ЖК за городом всегда есть несколько открытых парковок.
Тип паркинга зависит и от класса новостройки. Подземные отапливаемые строятся, в основном, в жилых комплексах бизнес- и премиум-класса. Они обеспечивают лучшую сохранность автомобиля и больший комфорт для его владельца. В такой паркинг, например, можно попасть, не выходя из дома, что особо ценно в холодную или ненастную погоду. Также жилые комплексы высокобюджетного сегмента строятся в историческом центре Петербурга или приближенных к нему районах, и места под застройку там очень немного, поэтому застройщики предпочитают использовать его с большей пользой – для строительства жилья. Кроме того, в окружающую застройку коробки многоуровневых паркингов впишутся не лучшим образом.
«При пересчете на машино-место, устройство подземных сооружений дороже. Наземный многоуровневый паркинг можно построить из сборного ЖБИ, а для подземного потребуется монолитный бетон, надежная гидроизоляция. Кроме того, скорее всего, придется переносить сети, что тоже довольно затратно»
Юлия Ружицкая, «Группа ЛСР» на Северо-Западе
Дарья Подольская, специалист департамента аналитики E3 Investment, сообщила, что в ЖК эконом-класса преобладают наземные паркинги. При этом часто в эконом-классе вообще может не быть паркинга как такового, а лишь парковочные места на улице.
ГК «ЦДС» в своих жилых комплексах возводит как наземные паркинги, так и подземные. «И те, и другие комфортны в использовании и обеспечивают безопасность транспортных средств. Подземные паркинги зачастую выглядят более эстетично, а наземные паркинги, в свою очередь, более экономичны», – поясняет Дмитрий Сидоренко, руководитель отдела продаж ГК «ЦДС».
«Группа ЛСР» подземные автостоянки строит в проектах высоких ценовых сегментов. Это жилые комплексы «Парадный квартал», «Русский дом», «Смольный парк», «Дом на Дворянской», Verona, «Богемия» и т.д.
Подземные паркинги есть в таких ЖК категории масс-маркет как «Ласточкино гнездо», «Южная акватория», «Солнечный город», «Три апельсина», «Чистое небо», «Legenda на Дальневосточном», «Большой Московский», «Море», «Самоцветы».
Почем место
«Цена паркингов в Санкт-Петербурге колеблется от 250 тысяч рублей за машино-место на окраинах города до 3 млн рублей и выше в элитных объектах в центре Петербурга»
Светлана Денисова, «БФА-Девелопмент»
По данным АН «Итака», в Санкт-Петербурге приобрести машино-место в классе «эконом» можно от 340 тыс. руб. (ЖК «Ласточкино гнездо», 100% оплата), в классе «комфорт» – от 380 тыс. руб. (ЖК «Новоорловский», 100% оплата), в классе «бизнес» – от 589 тыс. руб. (ЖК «Тойве», 100% оплата), в классе «премиум» – от 1,9 млн руб. (ЖК «Чапаева, 16», 100% оплата).
Похожие цифры приводят и в компании «КВС»: в Петербурге в многоуровневых парковках в сегменте масс-маркет место предлагается в среднем за 400-450 тыс. рублей, в подземном или полузаглубленном паркинге место чаще всего можно купить в диапазоне от 600 до 800 тыс.рублей.
Стоимость машино-мест в различных жилых комплексах варьируется и зависит от ряда факторов. Во-первых, на ценник существенно влияет стадия готовности объекта. В уже построенных домах стоимость начинается от 500 тыс. рублей, в новостройках с высокой степенью готовности, например, в ЖК «Новые горизонты», парковочное место можно приобрести за 180 тыс. рублей. Во-вторых, на стоимость машино-места в паркинге влияет класс недвижимости и локация застройки. Стоимость места в ЖК «Дюна» в Курортном районе начинается от 950 тыс. рублей. В ЖК «Золотой век», расположенном в Пушкине, место в паркинге сегодня можно приобрести от 850 тыс. руб.
«Застройщики предлагают различные варианты покупки – предоставляют рассрочку на длительный срок, например, или скидку на первоначальный взнос. Часто паркинги в рамках поведения рекламных акций идут в комплекте с квартирами, как правило, бесплатно»
Дарья Подольская, E3 Investment
Кстати, Госдума рассматривает законопроект, который наделит машино-место в коллективном паркинге статусом объекта недвижимости. Это существенно упростит операции с паркингом: позволит свободно оперировать имуществом и кредитовать объект, а значит процесс покупки машино-места упростится.
По словам Дмитрия Сидоренко, паркинги пользуются достаточно большим спросом у покупателей квартир в проектах комплексного освоения территорий, где присутствие застройщиков особенно сконцентрировано. В ближайшее время в данных районах плотность населения значительно возрастет: понимая это, покупатели хотят избежать проблем с парковкой и приобретают машино-места заранее. Отдельная категория покупателей парковочных мест – инвесторы, которые приобретают машино-места и после введения комплекса в эксплуатацию сдают их в аренду.
«Более активный спрос на паркинги появляется в последний год строительства и сохраняется длительное время после введения жилого комплекса в эксплуатацию», – отмечает Марина Мартыненко, руководитель отдела маркетинга ООО «КВС. Агентство недвижимости».
В компании E3 Investment уверены, что хоть спрос на машино-места в паркингах нельзя назвать высоким, но он постепенно растет. Несмотря на то, что большинство покупателей квартир в новостройках сегмента масс-маркет не готовы выложить приличную сумму за парковочное место, острая нехватка пространства для парковки вынуждает их постепенно приходить к мысли о том, что это уже не роскошь, а элемент комфортной жизни. «Необходимость по вечерам кружить по близлежащим дворам в поисках парковочного места, возможные конфликты с соседями и проколотые шины, или эвакуация управляющей компанией за неправильную парковку – все это заставляет покупателей предусматривать дополнительные 500 и более тысяч рублей за парковочное место», – говорит Дарья Подольская.
Дата публикации 23 мая 2016