Новострой-СПб продолжает серию совместных публикаций с президентом Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорем Горским. В одной из прошлых бесед, когда речь шла об апартаментах, эксперт упомянул, что они нравятся новому поколению, в ценности которого не входит необходимость делать самостоятельно уборку и уделять внимание многим другим бытовым вещам, зато главной ценностью для молодежи становится время. Мы решили развить эту тему и попросили Игоря Горского рассказать о том, что важно новому поколению, которое постепенно выходит на рынок недвижимости и вскоре начнет формировать основной спрос на новостройки.
Поколение 90-х и, наверное, поколение 2000-х — это поколение next, которое рассматривает недвижимость как средство достижения какой-то цели. Не как средство повысить свой капитал, не как актив, который они потом кому-то передадут. Сейчас для этих людей первично найти свое место в жизни, желательно теплое и желательно хорошо оплачиваемое. Не секрет, что очень многие хотят стать чиновниками либо попасть в госкорпорации, ошибочно предполагая, что эти места «теплые» и высокооплачиваемые. Сейчас эта ситуация, на мой взгляд, стала меняться, и, к примеру, большее уважение получила армия. У нас действительно поднялось, я говорю совершенно искренне, самосознание.
Недвижимость для современной молодежи — это средство достижения цели. Повторюсь, их главная цель — это самореализация, достойное место в обществе и хорошее вознаграждение. При этом где-то до 25 лет это новое поколение не рассматривает недвижимость как средство для получения дохода. Плата за вход в класс рантье по-прежнему достаточно высока несмотря на то, что этот порог за десять лет снизился в 3-4 раза. Да, уже можно внести 200 тысяч рублей и получить ипотечный кредит, если ты работаешь. Но все равно для молодых людей этот бизнес пока не до конца понятен, он является для них консервативным, и порог входа для них все равно достаточно высок. Есть задачи и цели более краткосрочные, в которые можно было бы вложить эти 200 тысяч: в собственный бизнес, в продвижение, в обучение, в поиск качественной работы, в приобретение новых «средств производства» — новый компьютер, какие-то новые гаджеты, которые помогут в поиске новой работы или в самой работе.
Для нового поколения первичны инвестиции в свое будущее, связанное с общественной и рабочей деятельностью, они инвестируют в себя. Инвестиции в недвижимость придут, когда им будет чуть больше, когда им будет 30+. Когда они уже найдут свое место и поймут, что необходим еще какой-то вариант «Б». Потому что недвижимость — это очень хорошее вложение, которое параллельно с твоей основной деятельностью дорожает в цене, приносит доход, более консервативный, более надежный. Не получилось с основной работой, не получилось с основным доходом — у тебя есть вариант «Б», на который ты можешь опереться на какое-то время. Те же там 20-30 тысяч, которые приносят студия или апартаменты, позволят тебе заработать хотя бы на хлеб с маслом и бутылку молока, точно тебе в этом мире не дадут умереть с голоду. Не будет задачи браться за любую работу, потому что физически есть нечего.
В таком случае и с самореализацией все будет лучше, так как появится больше уверенности в будущем, больше независимости, понимания, что, если, например, начальник не прав или ты пошел не в ту сторону, ты не вынужден прогибаться и продолжать это делать только потому, что тебе нужно заработать на кусок хлеба с маслом. Ты понимаешь, что есть вариант «Б». Но все это придет позже. Человек так устроен, он развивается постепенно: сначала человек решает самые основные задачи, потом задачи, которые помогают ему в его дальнейшем развитии. Мне кажется, что сейчас горизонт планирования у молодежи составляет приблизительно 5-10 лет, вот в этом горизонте они сейчас живут. Когда им по 18 лет, они не задают себе вопросы: что я буду делать через пять лет, что я буду делать через десять, что я буду делать через 20, каким я стану через 40 лет, вот я встречу свое 60-летие — каким? Наверное, есть уникумы, которые так планируют свою жизнь. Но это исключение. А исключение лишь подтверждение правила, что у большинства горизонт планирования намного меньше. Это не плохо, не хорошо, это данность. И в силу этой данности они действуют по намеченному им сценарию.
Первично — это вложения в себя, это самореализация, попытка самореализации, поиск хорошей работы, личная жизнь, которую никто не отменял, им тоже хочется ходить в интересные клубы, ездить и путешествовать с девушкой, с молодым человеком, многим после 25-27 хочется создать семью. И вложения в недвижимость в этой системе ценностей не занимают первое место. Но при этом недвижимость является средством достижения этих целей, и здесь большой потенциал для формирования нового класса профессиональных рантье. Ведь будет и большой спрос со стороны арендодателей. Молодежь ценит время и комфорт, они не поедут в «бабушкину квартиру», им нужны удобства, которые позволят им сосредоточиться на основной своей цели, а эта основная цель — работа.
До 28-30 лет многие собираются снимать жилье. Многим помогают родители, это особенность России. Мы, в отличие от многих североамериканских стран и даже, наверное, частично Европы, не выкидываем в 18 лет детей, как щенят, выплывет — не выплывет. Мы помогаем детям сколько сможем. Конечно, мы хотели бы, чтоб дети были более самостоятельны, но мы всегда очень бережно относимся к детям, для нас дети — очень большая ценность, как, может быть, и для южных стран, для стран Кавказа, где ребенок — это все. Если есть собственный доход и помощь со стороны родителей, можно снимать жилье совсем другого качества — тот же номер в апарт-отеле с услугами. Различные сервисы помогают экономить очень много времени и тратить его на другие достижения.
Человек должен прийти с работы уставший, убрать у себя, сходить в магазин, приготовить еду, потом опять же убрать за собой — это все время. Это кажется, что быстро — пошел, пришел, принес. Ничего подобного! Магазин — полчаса-час. Приготовить еду — полчаса-час. Убрать — полчаса-час. Трех часов жизни нет. А времени мало: он с работы приходит в 22 часа, куда ему еще до часу ночи всем этим заниматься.
Молодежь, которая хочет добиться чего-то, молодежь, у которой высокий порог комфорта — не банка пива, тапочки и телевизор, а высокий порог комфорта, работает действительно очень много. Я часто спорил с нашими англосаксонскими партнерами, которые говорят о том, что Россия — страна, где мало работают. Я говорю: у вас работу заканчивают без одной минуты четыре или без одной минуты пять, и офис пустой. А у нас работают до 10 вечера. Молодежь, которая хочет чего-то добиться, работает допоздна. И никто не платит им за переработки. То есть у нас интенсивность работы очень высокая, я вижу это по молодежи, которая активно карабкается наверх. Мы же развивающееся государство. Это в целом тренд, и, на самом деле, очень многие западные и работодатели, и бизнес-тренеры говорят: вы во многом нас превосходите, у вас просто знаний пока чуть меньше, не потому что вы глупее — вы умнее нас. Вы просто позже начали, мы уже все это прошли. Но вы идете реально семимильными шагами.
Родители готовы помогать своим детям: многие приезжают из регионов в Санкт-Петербург, понимая, что это шанс для детей, что здесь они смогут более активно самореализоваться, получат больше возможностей, чтобы развиться как личность, потому что это город промышленности, театров, музеев, вузов и так далее. Сюда едут потенциальные молодые арендаторы, которые заселяются в апарт-отели, и именно для них мы строим, и мы для них предлагаем сервисы. Люди приезжают для долгосрочного проживания. Для краткосрочного проживания бывают визиты, с тем чтобы приехать в Петербург на неделю, посмотреть, что это за город, сходить в университет на день открытых дверей, а потом принять решение связать с этим городом какую-то часть своей жизни — может быть, большую, может быть, только на период учебы. Сейчас повысилась трудовая миграция профессионалов высокого и среднего уровня. И недвижимость — это возможность миграции в поисках себя, своего вознаграждения, своего труда и в поисках своего совершенствования как специалиста. Люди готовы арендовать недвижимость в разных городах.
Спросом пользуются новостройки, расположенные близко к деловым зонам, к метро. Пока, конечно, метро — основная артерия и будет ей оставаться еще очень-очень большое количество времени здесь. Я просто с восторгом смотрю, как в Москве развивается система метро, потому что автомобильный транспорт, конечно, дает уже очень серьезный перегруз, теряешь очень много времени. И поэтому локализация строительства и спроса идет около станций метро, деловых центров, каких-то крупных вузов, академгородков.
При этом застройщики пока только начинают присматриваться к современному поколению, к его потребностям. Мы только-только пробуем делать комплексы с какой-то функцией. Огромным достижением являются сервисные апарт-отели, которые отвечают задачам современных потребителей — покупателей и арендаторов. Основной костяк проживающих в таких проектах — люди в возрасте от 22 до 37 лет. В основном, это иногородние, но есть и петербуржцы.
Но пока застройщики не готовы развиваться в плане сервисов, которые они дают. Если сейчас пока в проекте все хорошо покупается и так, застройщик не будет предлагать дополнительных сервисов. Возможно, в будущем мы пойдем по направлению строительства кампусов при каких-то очень крупных вузах, при ЛГУ, например. Но насколько формат будет эффективен, насколько он будет выгоден, насколько он будет высокомаржинален для застройщика — тоже не очень понятно. Мне кажется, что здесь была бы очень важна роль государства. Потому что государство могло бы стимулировать это направление. Застройщик построит и сделает все это, если ему помочь. Государство может оказать поддержку в обмен на то, чтобы, к примеру, в зданиях были интересные лаборатории для студентов, сервера для людей из IT-кластера и так далее. То есть должна быть синергия, нельзя все время давить, давить, давить на застройщика. Иди и сделай, а почему ты не сделал? У застройщика другие цели и задачи — ему надо реализовать проект и вернуть деньги, получив, желательно, достойную прибыль. О ценностях нового поколения застройщик думает в четвертую очередь. Застройщик же не миссионер, он не против осуществить какую-то миссию, но он для другого предназначен. Застройщики готовы поддержать какие-то творческие идеи, но нужна концепция, нужны стратегические цели развития города, региона, государства. Но это же затратная составляющая, почему это должен делать застройщик за собственные средства? Если будет большая заинтересованность государства в развитии, то тогда будет как-то получаться делать интересные проекты для современного поколения.
Читайте также
«Когда не знаешь точно — предполагай худшее»: почему квартиру в ипотеку надо покупать сейчас
Апартаменты нельзя будет сдавать самому: какие юридические изменения ждут инвесторов
«Это все равно что общежития нового типа»: блиц-опрос о запрете квартир-студий в Ленобласти
Дата публикации 01 января 2019