Каждая новостройка относится к определенному классу жилья. Только вот границы между классами зачастую размыты. Новострой-СПб узнал, в чем принципиальное различие жилья сегмента «стандарт» и «комфорт», по каким признакам можно понять, что перед вами бизнес-класс, что является решающим при определении премиальной и элитной недвижимости.
«Класс» – понятие относительное
В России выделяют 5 основных классов жилья:
- стандарт;
- комфорт;
- бизнес;
- премиум;
- элит.
Они используются повсеместно, но носят исключительно рекомендательный характер, так как законодательно нигде не прописаны.
Основой для них послужила «Единая методика классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству», которая была утверждена в 2012 году Российской гильдией риэлторов. Она распространяется на многоквартирные дома до 75 метров высотой и включает в себя всего четыре подкласса: «эконом», «комфорт», «бизнес» и «элит».
«Сегодня не существует единой классификации недвижимости с четкими критериями разделения на сегменты. Поэтому класс каждой новостройки заявляет сам девелопер. Определяющим фактором становится расположение земельного участка под застройку, его удаленность от центра города, крупных магистралей и метрополитена, разнообразие инфраструктуры и уникальные характеристики – парк или вода рядом, исторические достопримечательности»
Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС»
Сегмент «стандарт»
В 2018 году было решено заменить термин «жилье эконом-класса» на «стандартное жилье». «Стандарт» звучит для потребителя более мягко, в то время как слово «эконом» ассоциируется с самым дешевым вариантом и низким качеством исполнения», – комментирует Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп».
«Понятием «стандарт» нередко обозначают все массовое жилье, к которому относят бывший «эконом», «комфорт» и даже «комфорт+». Каждая компания вкладывает в понятие класса корпоративные стандарты, исходя из своего видения преимуществ объекта»
Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»
Однако, несмотря на новую формулировку, характеристики недвижимости остались прежними: большинство домов по-прежнему возводится из панелей. В основном это типовые многоэтажки, не отличающиеся интересными архитектурными решениями.
В пригородах Петербурга, где конкуренция среди застройщиков довольна высока, их стараются выделить хотя бы за счет цветовых решений, украсить газонами и клумбами. Но нередко все свободное пространство жильцы заполоняют автомобилями, так как иных мест для их хранения не предусмотрено, говорит Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.
Для сегмента «стандарт» в квартирографии проекта характерны высокая доля студий и однушек (более 60%), большое количество квартир «мелкой нарезки» (высокая плотность застройки), а также использование бюджетных материалов для внутренней отделки и фасадов, добавляет Роман Кучевский, исполнительный директор Glorax Development.
«Из-за того, что классы жилья – понятие весьма условное и размытое, среди застройщиков наблюдается четкая тенденция к завышению уровня своих объектов»
Александр Гиновкер, генеральный директор агентства недвижимости «Невский Простор»
Сегмент «комфорт» и «высокий комфорт»
Статус жилья «комфорт-класса» накладывает определенные обязательства на девелоперов, утверждает Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость». Планировки в таких объектах продуманные и эргономичные. В них представлено больше вариантов евроформата с кухнями-гостиными. В семейных квартирах проектируется несколько санузлов и места для гардеробных.
Дома «комфорт-класса» возводятся обычно по монолитной или монолитно-кирпичной технологии, а отделка выполняется по более высоким стандартам. Например, в ванных комнатах могут быть предусмотрены теплые полы или влагозащищенные розетки.
Особое внимание уделяется благоустройству: дворы закрыты от машин и посторонних, на территории обустроены игровые площадки для детей разных возрастов, спортивные зоны, места для отдыха.
«На автомобильном рынке вы можете приобреcти модель с базовыми параметрами «стандарт», а можете доукомплектовать ее теми опциями, которые необходимы именно вам – кондиционер, коробка-автомат и т.д. То же самое происходит и на рынке жилья: вы покупаете либо минимальный вариант, либо квартиру с расширенным набором опций – это и будет «комфорт-класс»
Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»
В домах комфорт-класса предусмотрены просторные холлы, выделены места для коммерческих объектов, встречаются помещения для консьержей и колясочные. Обязательна наземная парковка и/или многоуровневый или подземный паркинг. Комнаты просторные, нет смежных или проходных. Кухни от 8 кв. м и больше, потолки 2,6-2,8 м. Квартиры сдаются с отделкой «под ключ» в нескольких цветовых вариантах на выбор, рассказывает Алексей Бушуев.
Комфорт-класс отличают оригинальные конструктивные и архитектурные решения, а также интересный дизайн мест общего пользования. Чаще всего на этаже размещается максимум 8 квартир, а количество студий ограничено, говорит Ян Фельдман. Уделяется больше внимания безопасности: обязательно устанавливаются системы контроля доступа и видеонаблюдения, а в парадной находится консьерж. Если сравнивать цены в пределах одной локации, то разница в стоимости квадратного метра в проектах эконом- и комфорт-класса может достигать 15-20%.
Однако иногда происходит так, что проект имеет слишком разноплановый набор всех характеристик, и однозначно отнести его к классу «комфорт» или «бизнес» становится затруднительно, предупреждает Роман Кучевский. Именно в таком случае говорят о промежуточном сегменте, который называют «комфорт+».
Объекты этой категории отличаются хорошим расположением (в развитом районе, в пешей доступности от метро), интересной и оригинальной архитектурой. При строительстве применяются более дорогие материалы. «В «высоком комфорте» керамогранит используется при отделке всего фасада, а в обычном «комфорте» он сочетается с декоративной штукатуркой. Чтобы повысить класс жилого комплекса, застройщик может наполнить его дополнительной инфраструктурой: общественными пространствами или детскими клубами», – поясняет Ольга Трошева.
Сегмент «бизнес»
Жилье бизнес-класса – это уже совсем другой уровень, как по цене, так и по качеству. Оно ближе к сегменту «премиум», а не «комфорт». Для его покупателей важен собственный имидж, который определяется в том числе местом жительства и статусом проекта.
Комплексы бизнес-класса отличаются повышенными требованиями к локации. Они располагаются в историческом центре, неподалеку от него и в престижных пригородах: в Петродворцовом, Пушкинском и Курортном районах, на правом берегу Невы, а также в некоторых частях Московского и Приморского проспектов, рассказывает Алексей Бушуев.
В домах такой категории обязательно наличие хотя бы одного машино-места на квартиру. Собственная инфраструктура подразумевает наличие спортивного зала, салона красоты, детского сада и развивающего центра, ресторана или кафе, премиальных продуктовых магазинов.
«Бизнес-класс отличается наличием просторных квартир с высоким качеством отделки и большим набором дополнительных опций вроде системы «умный дом»
Александр Гиновкер, генеральный директор агентства недвижимости «Невский Простор»
Обязательным атрибутом являются закрытые дворы без машин, контроль доступа на всю территорию, видеонаблюдение. Основные требования покупателя – приватность, продуманные планировки, комфортный микроклимат и решения, позволяющие экономить время. При этом, дом должен обладать оригинальной эстетикой, что может проявляться в живописном статусном окружении – у воды или парка, рассказывает Анжелика Альшаева.
Это также может быть эксклюзивный дизайн холлов и двора, или нетиповые планировки: квартиры с каминами и террасами, витражными окнами, видовыми преимуществами, окном в ванной комнате, высокими потолками и дополнительными помещениями – кладовыми, постирочными, гардеробными. В таких домах обычно часть помещений реализуется с отделкой под ключ, другая – в черновом варианте, предоставляя возможность собственникам выполнить любое дизайнерское решение.
Сегмент «премиум», «элит» и клубные дома
Сегменты «премиум» и «элит» занимают около 5% от общего объема жилых комплексов Петербурга. Их статус определяется в первую очередь местоположением. Их возводят в пределах «золотого треугольника», который ограничен набережной Фонтанки, Гороховой улицей, Дворцовой и Адмиралтейской набережными, а также на Крестовском, Петровском и Каменном островах.
При строительстве применяются дорогие и качественные материалы – например, натуральный камень и древесина ценных пород. Они могут использоваться не только в отделке фасадов, но и в дизайне холлов. Также монтируются инженерные системы лишь самого современного уровня, рассказывает Ольга Трошева. Жильцов премиум- и элит-класса не интересует расстояние до ближайшего метро или остановки общественного транспорта. Для них принципиально, чтобы было достаточное количество машино-мест в подземном паркинге.
Самих квартир в таких домах немного. Покупатели здесь ценят камерность и закрытость. Главный критерий для них – люди, которые будут проживать по соседству. Тем не менее, квартирография жилого комплекса обязана быть разнообразной.
По словам Алексея Бушуева, владельцы помещений нередко принимают участие в проектировании комнат еще на этапе строительства дома. Квартиры сдаются без отделки – собственники заказывают дизайн-проект в специализированных компаниях.
На первом этаже присутствует стойка ресепшен, комната для встреч и бесед с гостями. Услуги консьержа доступны в любое время. Посторонний человек не сможет проникнуть на территорию такого дома. Охрана знает собственников помещений в лицо, а о приходе гостей сообщается заранее.
Различия между проектами класса «премиум» и «элит» минимальны, но они все же есть. В обоих случаях дома строятся по индивидуальным проектам. Но элитными объектами занимаются только именитые российские и зарубежные архитектурные студии, а премиальные могут доверить обычным архитекторам.
В отделке фасадов и МОПов элитных домов используются исключительно натуральные материалы. В «премиуме» же достаточно, чтобы они были просто высокого качества. Принципиальное различие в высоте потолков: в «элитке» они начинаются от 3,2 метров, а в «премиуме» от 3-х. То же касается и парковочных мест: в элитном доме их должно быть не меньше 2-2,5, а в премиуме – порядка 1,7 на одну квартиру.
Иногда, встречая название «клубный дом», покупатели считают, что речь идет о премиальной недвижимости. Это заблуждение. Реальной «клубности» не существует, это лишь маркетинговая уловка, отмечает Александр Гиновкер. Клубными домами в РФ обычно называют просто проекты с небольшим количеством квартир.
Такого атрибута, как специальный подбор соседей, которые бы идеально подходили друг другу по статусу, в России нет – а ведь именно это и является основным признаком клубного дома. Причина в том, что по законодательству РФ , собственник не может отказать покупателю, если тот хочет приобрести определенный лот. В отличие, к примеру, от США, где для приобретения квартиры необходимо пройти собеседование и иные процедуры.
Цены
Стоимость квадратного метра зависит от локации, стадии строительства, наличия или отсутствия отделки и других параметров. Так как классификация жилья весьма условна, то застройщики могут определять ее в соответствии со своими затратами и индивидуальными представлениями. Но, несмотря на это, некоторую ясность в данный вопрос все же можно внести.
Так, по данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» на декабрь 2019 года, средняя стоимость квадратного метра в Петербурге в категории «масс-маркет» составила 114,6 тыс. руб. В классах «бизнес» и «премиум» — 183 и 361 тыс. руб. соответственно.
Несколько иные цифры озвучили в компании Glorax Development: усредненная цена на объекты массового сегмента – 110 тыс. руб. за метр. В «бизнесе» этот показатель находится на уровне 160 тыс. руб., а в «премиум» и «элите» доходит до 270 тыс. руб.
ГК «Полис Групп» сообщает о еще более приятных ценах: в сегменте «стандарт» порядка 100-105 тыс. руб. за квадратный метр, в комфорт-классе в пределах 118-123 тысяч.
По информации АН «Невский простор» диапазон цен на первичном рынке Петербурга в сегменте «стандарт» составляет от 90 до 120 тыс. руб. за метр, в «комфорте» – от 120 до 180 тыс. руб., в бизнес-классе – от 180 до 300 тыс. руб. В элит-классе «вилка» очень большая: от 300 до 1 млн руб. за метр. Самые высокие цены оказались на Каменном острове: это рекреационная зона, строить там жилье запрещено. Можно лишь реконструировать старые особняки и коттеджи.
«На рынке практически нет одинаковых проектов, поэтому каждый нужно оценивать индивидуально. Покупатель сегодня стал достаточно грамотным: на его выбор влияет не прописанный класс проекта, а набор определенных характеристик жилого комплекса. Исходя из них, клиент принимает решение – отвечает дом его требованиям или нет»
Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС»
Читайте также
Дата публикации 15 января 2020