Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, выступая на XVI Съезде строителей, обозначил проблемы, связанные с застройкой города — такие, как дисбаланс между жилой застройкой и вводом новых школ и детских садов, нехватка «умных», современных решений, вопросы экологии. Новострой-СПб приводит самые яркие моменты выступления Александра Беглова.
Необходимо создать лучшие условия для строительства нашего города. Накопилось очень много непростых вопросов, некоторые из них носят характер головоломок, нужно развязать ряд узлов. Жизнь движется вперед, принимаются различные нормативные правовые акты, и нужно уметь жить в этих новых условиях, уметь сохранить свой бизнес, свое имя. Это непросто, но строители способны на это, потому что строитель работает во всепогодные условия — и на земле, и под водой, и под землей, куда только его не бросает, он везде производит что-то, он создает, это профессия созидателя.
Даже те непростые условия, которые складываются сегодня в стране для строительного комплекса, вполне разрешимы. Для этого нужно просто иметь волю и быть профессионалами в этой части и давать свои предложения. Поэтому я жду от строителей этих предложений — каким образом на сегодняшний день улучшить это направление, потому что без тех объектов, которые строятся, город будет совершенно другим.
Один из важных вопросов, который беспокоит не только строителей, но и жителей нашего города — это, безусловно, вопрос качества. Не только качества строительства, но и качества городской среды. Показателям качества соответствуют всего около 60% городов. Это говорит о том, что надо улучшать качество городской среды. Житель города меняется, он уже другой, у него повышенные требования. Сегодня человек, который покупает квартиру, покупает уже городскую среду. Ему интересно — есть ли детский садик, есть ли школа, есть ли поликлиника, есть ли рядом парк или какой-то водоем, куда может пойти его ребенок, куда он сам может сходить, есть ли где посидеть за чашкой чая, есть ли рядом магазин или что-то другое. Конечно, безусловно, волнуют и соседи, от этого тоже никуда не уйдешь.
Сейчас при строительстве новых кварталов мы сталкиваемся с такой проблемой, которая раздражает всех жителей нашего города. Я имею в виду, конечно, парковочные места. Сегодня в новостройках, если квартал закрыт шлагбаумом, то на территорию не проехать. Даже скорая помощь, пожарная машина, еще какие-то службы просто не могут проехать. Наверное, это ошибки в проектировании, и это вопрос номер один.
Безусловно, важен вопрос, связанный с генеральным планом — как будет развиваться наш город в будущем. Для нас это очень важно: мы должны видеть генеральный план, участвовать в реализации, в развитии генерального плана нашего города, потому что не должно быть каких-то дисбалансов, которые на сегодняшний день имеются. Публичное зонирование пространства для нас тоже очень важно. И нам надо переходить к планово-бюджетному развитию генерального плана, мы должны понимать, что будет и куда будет город откладывать деньги на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Потому что без этого удобство, качество жилья невозможны.
В современных кварталах должны быть и детские площадки, и спортивные комплексы, и многое-многое-многое другое. И нам нужно учиться уходить от эгоизма застройщика. Эгоизм застройщика может победить только сам застройщик, никто больше не победит. Я хотел бы призвать застройщиков думать в том числе о горожанах и о тех людях, которые будут жить в этих кварталах, которые вы на сегодняшний день застраиваете. Готов оказывать вам в этом отношении всяческое содействие.
Ранее девелоперов Санкт-Петербурга и Ленинградской области обвинили в «недостойном» стиле строительства. Мнение о том, что современные «муравейники» гораздо хуже «хрущевок» озвучил директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан.
«Я с тоской смотрю на Парнасе и во Всеволожском районе на эти так называемые «муравейники», многоэтажные дома, — признался Лев Каплан. — Ещё когда мы проводили круглый стол в Комитете по архитектуре, один из архитекторов показал вид сверху — на это страшно смотреть. Все пространство между этими высотными домами заполнено автомобилями. Там не только детских площадок нет, там вообще человеку пройти невозможно, не задев автомобиль. Я думаю, что этот, так сказать стиль строительства — «гнать этажи» — это недостойно Санкт-Петербурга, это хуже «хрущевок», где все-таки есть озеленение и какие-то другие плюсы. Проектирование в строительстве находится на очень низком уровне».
Есть еще один вопрос, который также касается дисбаланса. Наша жизнь переходит в совершенно новое качество: это цифровая экономика, цифровое пространство, и, конечно, те дома, которые застройщики предлагают на продажу, должны быть современными. Я понимаю, что это, наверное, дороже стоит, но они должны быть современными, они должны отвечать будущему, во всех отношениях. Современные решения реализуются в некоторых проектах, но нам всем предстоит с вами жить уже в таких программах, как «Умный город», «Умный квартал», «Умная квартира», «Умный дом» — все это будет через какое-то время. Готовы ли мы ответить на эти вызовы сегодняшнего времени или так же будем по старинке строить то, за что потом нас с вами будут критиковать и ругать?
Один из таких вопросов — это новый технический уклад. Строительная отрасль должна развиваться, должен быть новый технический уклад. Я уже говорил о генплане, но хотел бы сказать несколько слов о проектных организациях, качестве проектных организаций, востребованности их услуг. Очень важно наличие специалистов, которые работают в наших проектных организациях: от их умения, от их компетенции, от их продвинутости зависит, как будет выглядеть город в будущем, как он выглядит сегодня. Потому что мы все с вами восхищаемся, безусловно, центром города — конечно, там красиво, хорошо, все хотим жить в центре города, хотя там уже сложно жить. Но мы должны задать себе вопрос: а что после нас останется? Какая часть города, которую мы с вами строим, и как она будет выглядеть и как ее будут оценивать в будущем? Это, конечно, зависит от архитекторов, от проектировщиков. Это очень важный вопрос.
Мы должны не просто смотреть на дом, его нужно вписывать в ту существующую городскую среду, в те традиции, которые связаны с нашей ленинградской школой. Знаете, я когда-то первый раз побывал на Колыме, и когда я летел туда, я думал: Господи, такое депрессивное место, город такой сложный, тяжелый, начитался разных воспоминаний и всего остального. Но я приехал и увидел Магадан очень красивым городом. Очень красивый город, очень хорошо скомпонован, между двумя бухтами, и самое главное — я увидел наш ленинградский стиль. Его проектировали ленинградские проектировщики, понимаете, это было очень приятно.
Ту школу, которая была в Санкт-Петербурге, в Ленинграде, нужно укреплять, она должна быть, мы отвечаем не только за наш город, мы отвечаем и за другие города, за нашу марку, за продолжение тех дел, которые были реализованы нашим строительным комплексом в этих городах. Среда должна быть комфортной, среда должна быть эстетичной.
У нас когда-то была должность — главный художник. Может быть, тоже ввести должность главного художника? У нас сегодня появились новые строительные материалы, появились совершенно новые возможности, но, конечно, та фасадная линия, которая всегда отличала Петербург от других городов, должна присутствовать.
Еще один из важных вопросов, который справедливо ставят жители нашего города — это сохранение экологии, окружающей среды, сохранение существующих парков и строительство новых, сохранение и строительство скверов, сохранение и создание водоемов. Все эти работы должны, конечно, рассматриваться и присутствовать.
Конечно, я предприму все усилия, чтобы проектные институты были сохранены. У нас всегда были сильные проектные институты, они имеют свою большую историю, свои наработки. Должны быть организации, которые будут заниматься эстетикой, архитектурой, окружающей средой. Это нужно, чтобы мы могли видеть услуги, чтобы жители нашего города могли выбирать не просто дом или квартиру, а комфортную среду. Нужно делать променады, пешеходные зоны в разных частях города, чтобы люди могли и погулять, и пройтись, и купить какие-то товары, посидеть в каком-то кафе, ресторанчике — нужно создавать комфортную хорошую среду.
На сегодняшний день существует дисбаланс между строительством жилья, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Уже подписано разрешений городским правительством на 24 миллиона квадратных метров жилья до 2024 года. Это огромный объем жилья. И если посмотреть, то в ближайшие пять лет ввод жилья должен вырасти до 4 млн в год.
При этом по действующим нормативам градостроительного проектирования для 3 миллионов квадратных метров требуется 6,5 тысяч мест в детских садах и 12 тысяч мест в школах. Общая оценочная стоимость строительства образовательных учреждений такой вместимости — порядка 34 миллиардов рублей. Большие деньги. Чтобы была выполнена вся социальная инфраструктура на эти 24 миллиона квадратных метров жилья до 2024 года, необходимо найти 201 миллиард рублей. Это серьезные, большие деньги. Поэтому здесь, конечно, нужна работа, и я не хочу сказать, что вся эта нагрузка должна падать на строителей, но необходимо принять соответствующие правила, чтобы этот дисбаланс был ликвидирован. Обязательно нужно наладить работу между двумя структурами — финансово-экономическим комитетом и строительным комитетом. Это очень важно для того, чтобы считать свои деньги и иметь свои возможности для этого. Мы это в ближайшее время сделаем.
Фото: Максим Дынников
Читайте также
«Умные» технологии позволяют собственникам экономить на «коммуналке» до 25%
«Одна из главных ошибок Санкт-Петербурга — строительство гетто вокруг кольцевой дороги»
Дата публикации 13 декабря 2018