Знать своих соседей не только по этажу, но и по подъезду и дому, вместе проводить выходные, обсуждать детские занятия, сообща решать, какой будет инфраструктура вашего ЖК, открыть свой бизнес – для этого и многого другого работают комьюнити-центры. Екатерина Ульянова, директор по маркетингу и PR компании GloraX, рассказала Новострой-СПб о том, почему в создании таких центров заинтересованы и застройщики.
– Комьюнити-центры (с англ. – центр сообщества, общинный центр), или как их еще называют «соседские центры», появились в России не так давно – около 10 лет назад и еще не получили широкого распространения. Многие застройщики понимают, что жители нуждаются в локальных точках для удаленной работы, общения и досуга, и поэтому реализуют соседские центры в своих проектах. Что еще полезного дает формат комьюнити-центров для самих жителей и для застройщика?
Сегодня в России нет единого понимания, в каком формате и концепции должен быть реализован комьюнити-центр. Это может быть помещение на первом этаже жилого дома или отдельно стоящее здание. Размещение общественных пространств нежелательно лишь на высоких этажах, т.к. это нарушает приватность проживания в смежных с такими пространствами квартирах. Площадь объекта также зависит от масштаба ЖК и количества жителей, которые там проживают, а также от концепции самого комьюнити-центра и того, какие функции он будет включать в себя.
Концепцию комьюнити-центра определяет застройщик, в идеале она должна быть основана на анализе конкурентной среды в районе и на потребностях жителей комплекса.
Застройщик анализирует, какие функции уже представлены в локации – есть ли в шаговой доступности коворкинги, спортивная инфраструктура, кинотеатр и другие досуговые учреждения. После этого проводится работа с жителями – собираются фокус-группы, они проходят опросы, таким образом, девелопер понимает потребности целевой аудитории будущего комьюнити-центра, а также перспективные возможности – какой вклад в развитие соседского центра могут внести сами жители.
Так, например, при разработке концепции и плана мероприятий для комьюнити-центра в Golden City мы неоднократно проводили опросы среди жителей. В результате мы разработали концепцию с акцентом на уникальность предлагаемых услуг и камерный формат мероприятий, что выгодно отличает нас от конкурентов, в том числе профессиональных сетевых операторов в локации.
Комьюнити-центр в жилом комплексе Golden City расположен в коммерческом помещении на первом этаже жилого дома. Площадь соседского центра – 180 кв. м, функционально он разделен на несколько зон и включает в себя кинозал, коворкинг, зал для занятий спортом, переговорную и детскую комнату. Все пространство продумано как максимально мультиформатное и позволяет легко менять назначение использования. Для отдыха и общения, а также организации кинопоказов в комьюнити-центре организована зона кинотеатра. А перекусить и выпить вкусный кофе можно в зоне кофе-пойнта.
Зона коворкинга с оборудованными местами для работы занимает более 37 кв. м, здесь могут разместиться до 10 человек одновременно. Специально для организации деловых встреч предусмотрена переговорная комната. В дневное время коворкинг используется жителями для работы, а в вечернее (после 19:00) – это пространство для проведения настольных игр и мастер-классов.
Также в комьюнити-центре предусмотрен камерный зал для йоги и других спортивных занятий с балетным станком, шведской стенкой и зеркалом во всю стену. Здесь могут проходить классы как для взрослых, так и для детей. Кроме того, зал используется для занятий ментальными практиками, например, медитацией, поющими чашами и т.д.
В зале смогут комфортно разместиться 2-3 человека и тренер, то есть занятия носят индивидуальный характер – такой формат является наиболее комфортным для наших жителей, а также более конкурентным в нашей локации. Любые активности – будь то йога, мастер-класс или лекция – в нашем комьюнити-центре проходят в камерной обстановке и практически являются индивидуальными, т.к. каждый участник получает максимум внимания от тренера и может насладиться атмосферой, в которой легче расслабиться и отдохнуть.
Мы тщательно продумывали программу мероприятий на старте и продолжаем совершенствовать её сейчас, т.к. нацелены предлагать исключительно уникальные услуги, что поможет успешно конкурировать со сложившейся инфраструктурой в локации и вывести комьюнити-центр на окупаемость через пару лет. Так, например, уроки английского языка сегодня можно найти где угодно, в том числе онлайн. В комьюнити-центре мы предлагаем нашим жителям театральный кружок на английском языке для детей, где они смогут в игровой форме учить и практиковать язык, а также развивать свои творческие способности.
Еженедельно мы проводим более 50 мероприятий для взрослых и детей. В частности, для взрослых проходят мастер-классы от сомелье, стретчинг, хатха-йога, барре-фитнес, пилатес, лектории и т.д. Наши жители заботятся не только о своем физическом, но и о ментальном здоровье, поэтому мы включили в программу ивенты с использованием поющих чаш, на которых можно расслабиться и помедитировать.
При этом мы выбираем именитых преподавателей и известные школы для проведения занятий. Например, барре проводит школа Cheers4body, а ментальную арифметику для детей – «Сократус». Фактически преподаватели приносят свое мастерство домой к нашим жителям, и для того, чтобы попасть в известную школу, больше не нужно тратить много времени на дорогу.
Отдельно в комьюнити-центре выделена детская зона, где проходят развивающие и развлекательные занятия для детей различного возраста – ментальная арифметика, скорочтение, рисование, робототехника, лепка из полимерной глины, шахматы и др.
Сегодня соседские центры закрывают целый ряд потребностей жителей, и речь идет далеко не только о развлечении, обучении или работе. Фактически соседский центр – это мультифункциональное пространство.
Место для принятия решений в сфере эксплуатации
Для покупателей квартир более привлекательны жилые комплексы с однородной социальной средой. В таком сообществе собственники активнее вовлекаются в жизнь жилого комплекса, особенно если для коммуникации между соседями существует отдельная площадка. Таким образом, соседский центр – это не просто место для времяпрепровождения, он позволяет решить и куда более важную, практическую задачу – объединить неравнодушных, инициативных жителей для более тесного взаимодействия с управляющей компанией. В комьюнити-центре могут проводиться общие собрания собственников жилья, на которых принимаются ключевые решения – утверждаются тарифы, дополнительные услуги и т.д., а также задаются дальнейшие векторы для развития ЖК. После ввода в эксплуатацию жизнь ЖК только начинается, и так или иначе возникают проблемы, которые необходимо решать. Если сообщество жителей разобщенное, то проблемы решаются сложнее, накапливаются и, в конечном счете, влияют на всех собственников.
В сплоченных комьюнити, напротив, оперативно обсуждаются все вопросы, принимаются своевременные меры и т.д. В результате в таких жилых комплексах удается поддерживать более высокое качество жизни, они обладают лучшей репутацией и имеют благополучный имидж.
Место для реализации своих предпринимательских способностей
Когда мы начали обсуждать с жителями Golden City программу мероприятий комьюнити-центра, то даже не ожидали такого активного отклика от собственников, которые готовы проводить свои мастер-классы, курсы и другие ивенты. Комьюнити-центр – это также отличная площадка для реализации своих предпринимательских и творческих способностей. Например, если наши жители предлагают свои услуги в качестве тренеров и ведущих, то они могут получить от застройщика помощь в маркетинговых вопросах – как упаковать продукт, как изучить целевую аудиторию, каким может быть спрос и т.д. Мы хорошо изучили потребности своей целевой аудитории и обладаем необходимыми компетенциями для работы с ней. Таким образом, любой житель может протестировать свой новый курс или мастер-класс, получив при этом маркетинговую консультацию от профессионалов и заработав деньги. Все эти возможности очень ценны, особенно для мам в декрете. Более того, со временем мы будем открывать комьюнити-центры в наших новых ЖК, и успешные предприниматели при желании могут реализовывать свои проекты на наших новых площадках, масштабировав свой бизнес.
Место для создания доверительной атмосферы
Высокий уровень доверия между людьми в сообществе оказывает положительное влияние на все показатели. Существует немало исследований, доказывающих, что добрососедские отношения повышают удовлетворенность качеством жизни и благоприятно влияют на психологический климат. А именно в комьюнити-центре жители устанавливают добрососедские отношения, знакомятся, общаются и обретают новых друзей.
Кроме того, комьюнити-центр позволяет не только обмениваться нужными контактами и получать рекомендации о нянях, помощницах по дому и других специалистах, но и, например, оставить ребенка на время в детской комнате или договориться с соседями о том, чтобы по очереди возить детей в школу.
Практическая польза комьюнити-центров для жителей очевидна. Однако насколько выгодно застройщику реализовывать подобные проекты в составе ЖК?
Для застройщика наличие успешного комьюнити-центра – это в том числе инструмент формирования благополучного имиджа ЖК, который в свою очередь влияет на продажи в новых объектах и на репутацию компании в целом.
После ввода в эксплуатацию затраты на содержание соседского центра обычно переходят к управляющей компании, но, как правило, девелопер продолжает управлять программой, т.е. составом мероприятий. Таким образом, хозяйственная часть остается на УК, а смысловая – на застройщике. Но в нашем случае застройщик берет на себя затраты на эксплуатацию до тех пор, пока комьюнити-центр не выйдет на самоокупаемость.
Если девелопер корректно отработал этап создания концепции, хорошо понимает потребности своих жителей и имеет опыт в развитии соседских центров, то проект имеет все шансы выйти на полную самоокупаемость после отладки всех процессов (займет 1-2 года). Например, по предварительным расчетам, комьюнити-центр в Golden City выйдет на самоокупаемость в течение 24 месяцев.
Сейчас большая часть занятий в комьюнити-центре проводится бесплатно для жителей Golden City. В дальнейшем мы планируем перевести 75% занятий на платную основу, а остальные 25% – оставить бесплатными. Еще один вариант заработка для комьюнити-центра – сдача помещений в аренду. Такие пространства очень востребованы, например, для проведения детских праздников. Родители, как правило, ищут место в пешей доступности от дома – в свою очередь, мы можем предложить наших партнеров для организации кейтеринга и других услуг.
Читайте также:
Потому что могут: регионалы стали в два раза чаще приобретать квартиры в Петербурге
Сдать на хранение: спрос на кладовки в новостройках Петербурга вырос на 27%
Дата публикации 20 июня 2023