![]() |
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»## |
По мнению игроков рынка недвижимости, будущее рынка жилья эконом-класса, – это проекты комплексного освоения территорий (КОТ). Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь», рассказал Novostroy-SPb, почему проекты КОТ, которые реализуют несколько застройщиков совместно, более интересны покупателям, чем проекты компаний-монополистов.
Сегодня заявлено множество проектов КОТ площадью до 500 тысяч кв. метров жилья, как Вы оцениваете перспективы их реализации?
Рынок недвижимости развивается по пути освоения масштабных территорий в связи с тем, что возможности точечной застройки постепенно исчерпываются. Основной объем предложения будет приходиться именно на проекты КОТ. Они будут эффективно развиваться, т.к. уже сейчас на каждой территории планируют работать несколько застройщиков, предлагающие разные подходы, проекты, схемы продаж, вместе участвующие в развитии социальной и коммерческой инфраструктуры нового района.
Как сегодня обстоят дела у первых проектов КОТ Петербургского рынка?
Самый первый проект КОТ – это, наверно, «Балтийская жемчужина». Сегодня застройщик начал продавать землю, потому что реализовать в достаточно сжатые сроки огромное количество квадратных метров для одной компании, как показала практика, задача очень трудная при настоящем уровне развития петербургского рынка. Здесь нужно привлекать потребителя новыми идеями, новыми концепциями и новыми схемами продаж.
Схему «Балтийской жемчужины» пытался реализовать «Главстрой» в проекте «Северная долина». Но, опять же, миллионы и миллионы квадратных метров жилья, которые изначально были заявлены этой компанией, сократились до 250 000 квадратных метров. Это тоже много, может быть, даже максимальные показатели, которые существуют сегодня на рынке, но все же это не те цифры, которые компания планировала достичь.
Чему научил других застройщиков этот опыт?
Они стали более сдержанно планировать объемы своей реализации в рамках одного проекта, диверсифицируя предложение. Отдельные части проектов продаются другим застройщикам. Благодаря синергетическому эффекту от усилий нескольких игроков по стимулированию продаж, повышается интерес клиентов к застраиваемой территории.
В чем вы видите недостатки и преимущества в положении застройщика-монополиста, который один осваивает огромную территорию?
Здесь, скорее, можно говорить о минусах. Спрос в рамках одного предложения ограничен. В процессе реализации проекта компания-монополист будет вынуждена использовать все новые и новые методы привлечения потенциальных покупателей, а они будут давать все менее и менее значимый эффект. Масштабный проект застройщика-монополиста можно сравнить с огромным торговым центром, рассчитанным на 20-30 тысяч кв. метров площадей, в котором представлена одна марка - он никому не будет интересен. Миллионы квадратных метров жилья в одном месте не под силу продать одному застройщику.
Когда одну территорию застраивает несколько застройщиков, комфорт будущего микрорайона будет зависеть от слаженности их работы и готовности идти на компромиссы. Велик ли риск встретить непонимание со стороны коллег и нежелание работать сообща?
Такой риск существует, но понимание конкуренции как «мне хорошо от того, что моему соседу плохо» постепенно становится пережитком, в том числе и среди топ-менеджемента застройщиков. Поэтому компании, принципиально не идущие на компромисс и не работающие совместно с коллегами, скорее всего, обречены, если не на исчезновение, то на серьезные сокращения объемов работы.
Станет ли привычной практикой совместное строительство застройщиками объектов социальной и дорожной инфраструктуры?
Думаю, что это постепенно войдет в практику в течение ближайших 3-5 лет.
Что важно для покупателя при выборе квартиры в КОТ?
Интерес покупателей к проектам комплексного освоения территорий постоянно растет. Людей привлекают качественно новые жилые кварталы с удобной планировкой, продуманной концепцией. Покупатели приобретают новую жизненную среду. Проекты КОТ реализуются, в основном, на новых территориях, поэтому основным фактором при выборе жилья становится близкое расположение к городу, а также наличие общественного транспорта, который свяжет микрорайон с основными районами города и обеспечит сообщение внутри самого проекта.
Кроме того, квартиры в проектах КОТ преимущественно ориентированы на сегмент эконом-класса, поэтому немаловажным фактором становится цена предложения, выгодно отличающаяся от стоимости жилья в строящемся объекте точечной застройки. На наличие социальной инфраструктуры покупатели сегодня не обращают столь пристальное внимание, но это, думаю, всего лишь вопрос времени.
Как Вы считаете, сохранятся ли эти предпочтения покупателей в течение следующих 5 лет – средний срок реализации масштабных строительных проектов.
Предпочтения клиентов постепенно меняются, их запросы растут, борьба за покупателя обостряется, рынок жилья движется к насыщению. В будущем к тем факторам, которые сейчас важны для клиента, прибавятся дополнительные требования, например, качественная социальная инфраструктура. Застройщики, уже сегодня понимающие важность таких долгосрочных инвестиций, будут иметь решающее преимущество в конкурентной борьбе.
Дата публикации 22 апреля 2013