Тренды на рынке недвижимости меняются: сегодня при поиске квартиры в новом жилом доме люди обращают внимание не только на удачную планировку и социально-коммерческую инфраструктуру. Все более значимую роль при выборе квартиры играет обстановка, в которой предстоит жить, – то, что эксперты рынка новостроек обозначают как «комфортная среда проживания».
Покупатель больше не хочет платить за пусть даже удачно спроектированную квартиру недалеко от магазина и метро, если двор в новом жилом комплексе будет пустым и неуютным. Девелоперы, со своей стороны, понимают, что чем комфортнее будет жить в новостройке, тем больше найдется желающих приобрести в ней жилье. Застройщики признают, что ландшафтные работы и благоустройство зон общего пользования означают дополнительные расходы. Но практика показывает: эти вложения позже окупаются за счет активных продаж, ведь комфортное жилое пространство становится реальным конкурентным преимуществом.
Планирование придомовых территорий и организация зон общего пользования регламентированы строительными правилами и нормами. То, каким будет двор жилого комплекса после его сдачи в эксплуатацию, определяется еще на стадии разработки проекта. Сами девелоперы говорят, что жестких ограничений нет, но есть обязательные требования. «Это организация проездов вокруг и подъезда к жилым домам, наличие тротуаров и пешеходных дорожек, обеспечение установленного нормативами количества машиномест и озеленение территории», – рассказывает руководитель отдела долевого строительства ООО «Городская недвижимость» Светлана Алексеева. Все остальное зависит от инициативы и фантазии застройщика.
В Санкт-Петербурге новых домов с достойными условиями проживания довольно много. Оригинальная архитектура и комфортная среда обитания – то, чем могут гордиться девелоперы жилых комплексов «Шведская крона», VIVA, «Комендантский квартал». Но есть проекты, заслуживающие особого внимания с точки зрения оригинального подхода к организации придомового пространства.
![]() |
Жилой комплекс «Новый Оккервиль»## |
Ярким воплощением нестандартного подхода к вопросу организации комфортной среды стала территория комплекса «Новый Оккервиль». «У нас есть опыт благоустройства даже не придомовой, а приквартальной территории, – говорит начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой» Николай Гражданкин. – Мы благоустроили прилегающую к нашему комплексу «Новый Оккервиль» рекреационную территорию в 10 га, превратив ее в парк. Расширили и расчистили русло реки Оккервиль, навезли грунт, укрепили берега. Чуть позже построили мостики через реку, проложили 5 км велосипедных и прогулочных дорожек, оборудовали пляж, зоны для барбекю, установили уличные фонари и скамейки». Оригинально решили в компании вопрос озеленения: здесь высаживают аллеи из разных пород деревьев, по названию которых именуются и жилые дома. Объекты трех очередей строительства названы «Дом у Березовой аллеи», «Дом у Липовой аллеи» и «Дом у Каштановой аллеи».Компания «ЛенСпецСму» при строительстве «Юбилейного квартала» сохранила сосновую рощу, и жители новостройки могут почувствовать себя во дворе дома как в настоящем лесу. Заместитель генерального директора «НДВ СПб» Вячеслав Ефремов рассказал, что в клубном доме «Буржуа» на придомовой территории оборудовали поле для мини-гольфа. В жилом комплексе «Два капитана» (застройщик – Normann) во дворе вместо стандартной спортивной оборудовали специальную футбольную площадку. Маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Девелопмент» Юлия Троицкая привела в пример квартал «Балтийская жемчужина», где застройщик предусмотрел ухоженные парки, зеленые аллеи и обширные зоны для отдыха. Директор по маркетингу компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая отметила комплекс бизнес-класса «Ориенталь» на Карповке, на придомовой территории которого в качестве элементов ландшафтного дизайна использовали декоративные валуны и оригинальные шахматные фигуры.
В целом, если сравнить российский опыт благоустройства с европейским, становится понятно, что отечественным застройщикам мешает развернуться «в полную силу» необходимость обустраивать паркинги. За границей вопрос решен просто: паркинги там строят муниципалитеты на окраинах жилых кварталов, и автомобиль во дворе многоквартирного дома – скорее нонсенс, чем норма. Дворы заняты тренажерами, тематическими площадками, мангалами; во многих комплексах на средства жильцов строятся так называемые дворовые клубы с выходом в интернет, кофейнями и даже бассейнами.
![]() |
ЖК «Оптиков, 34» от компании Legenda» |
Во дворах российских новостроек парковки – непременный (причем утвержденный СНИПами) атрибут. По словам Вячеслава Ефремова, обеспеченность дома машиноместами определяется из расчета 1 место на 80 кв. метров жилья; вопрос решается путем строительства подземных паркингов и наземных автостоянок. «Наиболее комфортно пространство, которое огорожено от посторонних и машин, как, к примеру, в новом проекте «Оптиков, 34» от компании Legenda»,– добавляет эксперт. Там, где есть возможность, девелоперы стараются «замаскировать» паркинги, устраивая на крыше подземных уровней детские площадки и оранжереи. В жилом комплексе Mistola Hills девелопер «Северный город» построил паркинг прямо внутри существующего холма. Это позволило скрыть не слишком эстетичное сооружение и сохранить естественный ландшафт.
Хорошо обустроенное придомовое пространство положительно сказывается на ликвидности объекта. Отражается ли такое благоустройство на стоимости квартир? Юлия Троицкая считает, что органичное и комфортное придомовое пространство является одним из показателей, определяющих статус объекта, и это напрямую отражается на стоимости жилья в нем и на размере коммунальных выплат. Чем дороже объект, тем дороже в нем будут и сами квартиры, и коммунальные услуги. Светлана Алексеева соглашается: чем больше во дворе нового дома оригинальных конструкций, тем выше расходы по коммунальным платежам. К примеру, расходы по содержанию и чистке дворового фонтана лягут на плечи жильцов. Вячеслав Ефремов также отмечает, что расходы на уборку и уход за придомовой территорией включены в квитанции, а их размер зависит от объема работ. И добавляет: в эконом-классе застройщики стараются не увеличивать расходы и соблюдать минимальные требования. Андрей Ларев, руководитель Службы заказчика компании Normann, уточняет: то, что в комплексах эконом-класса используют стандартные решения, не означает, что эти решения некомфортны. Важен и еще один момент: чем масштабнее проект, тем менее значительной будет инфраструктурная нагрузка, поэтому в проектах комплексной застройки за счет внушительных объемов строительства формирование комфортной среды на стоимости квартир практически не сказывается.
А Екатерина Гуртовая обращает внимание на то, что отнюдь не всем клиентам нужна максимально благоустроенная территория. Молодые семьи без детей интересуются состоянием двора только с точки зрения видов из окон. «Можно вспомнить множество объектов в центре города, где вообще нет никаких дворов, что не мешало прекрасно продаваться квартирам в таких домах. Конечно, это крайность, но она свидетельствует о том, что есть различная аудитория покупателей, которые по-разному смотрят на вопросы благоустройства территории. Поэтому застройщик, в идеале, должен стремиться обеспечивать некий оптимальный баланс», – заключает эксперт.
Дата публикации 10 апреля 2013