Вице-губернатор Санкт-Петербурга, президент Союза строительных объединений и организаций Игорь Албин выступил на XVI Съезде строителей и рассказал о том, с какими проблемами сталкиваются девелоперы жилья, социальных объектов и транспортных коммуникаций, а также обозначил пути их решения. Новострой-СПб приводит самые яркие моменты выступления Игоря Албина.
Проблем сейчас настолько много, что, можно сказать, что строительный комплекс накануне нового 2019 года стоит на перепутье между развитием и стагнацией, а, может быть, даже и депрессией. Это совершенно точно.
Мы продолжаем мониторить данные по вводу жилья в Санкт-Петербурге и ожидаем, что по итогам 2018 года ввод составит около 3,2 млн кв. метров. Ужесточаются требования к застройщикам в части соответствия проектов всем нормативам и ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, мы наводим порядок, который давно надо было наводить.
Если говорить об объемах ввода жилья у наших коллег, соседей —Ленинградской области, то стоит вспомнить, что градостроительный комплекс Петербурга давно уже живет в условиях агломерации, и те впечатляющие цифры, которые звучат от наших коллег из Ленобласти — это работа петербургских застройщиков, девелоперов, которые работают в двух и более субъектах Российской Федерации. Но есть еще одно обстоятельство: региональные нормативы градостроительного проектирования в Ленинградской области намного мягче, и это проблема, потому что основные точки напряжения возникают на границах двух субъектов — такие, как транспортная доступность, наличие объектов социальной сферы, парковочное пространство, зеленые насаждения общего пользования, и эту проблему нам предстоит решать в рамках подготовки нового генерального плана.
При этом важно помнить, что Петербург — это уникальное явление на планете, это город-памятник под открытым небом. Будущее Петербурга в его прошлом, в его истории. И мы, с участием депутатов законодательного собрания, готовим два законопроекта. Первый называется «О реставрации и реконструкции жилищного фонда в исторических зданиях, сооружениях». Такой проект уже есть, в ближайшее время необходимо провести установочное совещание для того, чтобы подключить все стороны к обсуждению этого механизма, этого законопроекта. А второй законопроект называется «О реновации застроенных территорий». Необходимо принять закон, который сможет эффективно работать во всех субъектах федерации, в том числе и в Санкт-Петербурге.
Очень важный момент связан с тем, что надо сохранять преемственность, и я вспомнил историю, когда в 1974 году Советский Союз получил право на проведение Олимпиады. Это была Олимпиада 80-го года. У Леонида Ильича Брежнева был друг, который по случайному стечению обстоятельств возглавлял Госстрой СССР — легендарный строитель, Игнатий Трофимович Новиков. И вот генсек пригласил Игнатия Трофимовича и говорит: стоит амбициозная задача, необходимо за 6 лет создать объекты транспортной спортивной инфраструктуры. Игнатий Трофимович был на «ты» с генеральным секретарем, ответил ему так: да, конечно, это возможно, но у меня есть 4 условия.
— Какие? — спрашивает Леонид Ильич.
— Первое — лимиты, второе — фонды, третье — чтобы за 6 лет строительства комитет дорожного контроля, прокуратура СССР, КГБ СССР и МВД СССР не подходили ни к одному объекту, ни ко мне, ни к моим строителям.
— Да, интересное предложение, — ответил Леодин Ильич. — а четвертое?
— А четвертое — чтобы еще лет 5 после Олимпиады тоже не подходили.
Имея опыт создания объектов капитальных вложений не только в Петербурге, но и в Петербурге в том числе, я могу сказать, что многое зависит от того, как все устроено. Например, у нас есть долгострои — такие, как «Санкт-Петербург Арена» (ныне «Газпром Арена» — примечание Новострой-СПб), стадион на Крестовском острове, 12 лет. Благодаря участию и поддержке строительного сообщества, удалось это пятно сделать нашим достоинством и преимуществом, сейчас это один из самых успешных и посещаемых стадионов в мире. Есть также проект «Россия — моя история», исторический парк, есть Ночная хоккейная лига в Стрельне, и там за 7 месяцев удалось пройти путь от чистого поля, включая изыскания, проектирование, ввод в эксплуатацию. Знаете, почему это удалось сделать за такой срок? Мы все забором огородили, никого не пускали. Потому что если придерживаться всех существующих регламентных процедур, то на создание такого объекта уходят многие-многие годы. Тем более что нормотворчество — это наша ахиллесова пята, и речь не только о 214-м законе. Необходимо подумать о снятии различных барьеров в нормативно-техническом регулировании, чтобы не говорить о проблемах отрасли, а начинать их решать.
Также меня волнует вопрос ценообразования. Я не хочу бросать упрек нашим строителям, застройщикам, но я скажу о цене одного километра проведенных дорог на линейных объектах в мире, в том числе в Российской Федерации. Так вот в 2001 году один километр линейного объекта стоил примерно 30 млн рублей, 1 млн долларов. Я специально взял ведомственную статистику Ространснадзора. Посмотрим, сколько же стоит сейчас 1 линейный километр дороги первой технической категории у наших партнеров. Так вот в Российской Федерации он сегодня стоит 127 млн рублей. В Канаде — 163 млн рублей, в Германии — 81 млн рублей, в Китае — 29 млн рублей, а в Польше — 28,5 млн рублей. Вот вам пример ценообразования, экономики и производства, этим надо заниматься более основательно.
Также остро стоит вопрос создания Фонда социальных обязательств, из средств которого велось бы строительство социальной инфраструктуры. Мы взяли 60 крупнейших компаний, и, можете мне поверить, объем социальной нагрузки по ним отличается на порядок. И, как ни парадоксально, компании, которые замыкают этот список, несут как раз социальную нагрузку по созданию школ, детских садов, поликлиник в полном объеме. Мы просчитали все и получилось, что это 11 тысяч рублей на 1 квадратный метр. Как вы думаете, кто такую нагрузку сегодня несет в городе? Те, кто замыкает список застройщиков. А какова нагрузка на лидеров? Действительно, есть проекты — каменные джунгли, жилье, которое недоступно на транспорте, без зеленых насаждений общего пользования, без школ, поликлиник, больниц и так далее. На все эти объекты требуется 200 млрд рублей. Это только для того, чтобы удовлетворить потребность в социальной инфраструктуре в рамках выданных разрешений на строительство. Есть такие деньги в бюджете? Да нет их.
Я считаю, что Фонд социальных обязательств — это как раз путь от произвола к правилам. Необходим индивидуальный подход к каждому проблемному застройщику. Я предлагаю: давайте создадим инструмент, понятный, экономически обоснованный, где не будет неизвестных.
Перед нами стоят простые задачи — постоянно повышать качество городской среды и повышать качество жизни людей, чтобы можно было достойно жить в красивом городе с понятными перспективами для нас и для наших детей. Нам очень важно найти баланс между историей и современностью. Городская среда все более активно наступает на исторический Петербург и на зеленые насаждения, на наши легкие. Новый генеральный план развития — это документ, который необходимо обсуждать, в первую очередь, с застройщиками. Повторюсь, уже выдано разрешения на строительство 24 млн кв. м жилья. А по проектам планировки территории — 90 миллионов. Звучат разные цифры, какое количество жилья необходимо строить в Петербурге для того, чтобы и рынок не грохнулся, и город не уничтожили. Около 5 млн в год — наша потребность, и, конечно же, это не точечная застройка, а комплексное освоение территорий, в Градкодексе сегодня есть этот инструмент, однако применить мы его не можем.
При этом в России с 1 января 2013 года отсутствует полноценный учет жилищного фонда. Поэтому все данные по вводу жилья в Петербурге, в Ленинградской области, в Москве и других городах — это ведомственная статистика. Никто реальной картины не знает. Почему? На федеральном уровне эта опция утрачена, как и в регионах. Я считаю, что эту проблему необходимо обозначать.
Важная перспектива — конечно же, это переход к счетам эскроу. Все ли так благополучно в нашем банковском законодательстве, почему мы так беспредельно и безгранично доверяем банкам? 380 лицензий было отозвано только в 2018 году Центральным Банком Российской Федерации. Одна из ключевых проблем строительного комплекса — отсутствие длинных и дешевых денег. Так они будут еще более короткими и более дорогими, да еще и более монопольными.
Также вызывает опасения федеральная государственная информационная система ценообразования. Только 18% предприятий охвачены этой системой. Как ее применить, обязательного обременения, я не понимаю. Отсюда дисбаланс между решениями органов территориальных и федеральных, отсюда и баловство с ценами. Органы экспертизы должны активно вовлекаться в реформирование проектно-сметного дела, высказывать свою позицию по отношению к этому реформированию.
Фото: Максим Дынников
Читайте также
«Новые поправки в 214-ФЗ негативно отразятся на работе застройщиков»
«Эгоизм застройщиков мешает им строить комфортную и эстетичную городскую среду»
«Мы видим отрицательный эффект от тех поправок, которые были приняты в 214-ФЗ»
Дата публикации 20 декабря 2018