Многие люди ошибочно полагают, что если они стали собственниками квартиры в новостройке, то платить взносы за капремонт им не нужно в течение 5 лет, ведь дом на гарантии от застройщика! Однако это не так. Новострой-СПб узнал у экспертов, на что распространяется гарантия, в каких случаях ею можно воспользоваться и почему оплаты за капремонт не избежать.
Гарантия на новостройку: основные понятия
Отношения дольщиков и девелоперов регулируются Федеральным законом №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» от 30 декабря 2004 года. Согласно его положениям, застройщик должен передать своему клиенту квартиру, полностью соответствующую требованиям технических регламентов и надлежащего качества, предусмотренного условиями ДДУ.
В законе также прописан правовой режим гарантийного обслуживания новостроек. Так, гарантия на само здание (объект долевого строительства) не может составлять менее чем 5 лет, сообщает Вероника Перфильева, старший юрист практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского Бюро «Качкин и Партнеры». Она распространяется на конструктивные элементы здания (фундамент, стены, перекрытия, крыша, лестницы и пр.), а также элементы отделки как в границах объекта долевого строительства, так и за его пределами – так называемые места общего пользования (МОП).
Что касается технологического и инженерного оборудования, входящего в состав дома, то на него гарантия не может составлять менее чем 3 года. Речь идет об электрическом, водопроводном, отопительном, канализационном, вентиляционном и газопроводном оборудовании.
Гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Сроки безвозмездного устранения недостатков, выявленных в период действия гарантии, обычно согласовываются застройщиком и дольщиком при составлении акта осмотра.
«Если некие дефекты здания появились вследствие некачественного монтажа или из-за брака, то они подпадают под действие гарантии. Повреждения, вызванные ненадлежащим использованием имущества, не являются гарантийным случаем. Застройщик обязан позаботится о том, чтобы каждый покупатель получил инструкцию по эксплуатации помещения в многоквартирном доме. В ней должны быть указаны необходимые сведения по обращению с окнами, розетками и другими элементами, а также информация о сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения и конструктивных элементов»
Юлия Молчанова, директор клиентского сервиса ГК «Ленстройтрест»
Впрочем, отмечает Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS, на сегодняшний день в 214-ФЗ не предусмотрено специального регулирования, которое касалось бы распространения гарантии от застройщика на внутреннюю отделку мест общего пользования и благоустройство.
Некоторое время назад в Госдуму был внесен законопроект № 81981-7, предполагающий ввести на них 5-летнюю гарантию, а также изменить подход к определению и исчислению гарантийных сроков технологического оборудования. Предлагалось сделать привязку к тем датам, которые закладываются производителями лифтов, коммунальных сетей, вентиляционных системы. Однако законопроект был отклонен.
«В гарантию от застройщика входит внешний вид дома и технические требования по коммуникациям. Что касается, к примеру, окон, то ответственность тут несет уже завод-изготовитель. При этом заявку на гарантийное обслуживание необходимо оставлять в управляющей компании, которая истребует гарантию с производителя»
Дмитрий Рубин, президент Ассоциации риэлторов СПб и ЛО
Можно ли не платить за капремонт, пока дом на гарантии (спойлер: нет!)
Иногда владельцы квартир в новостройках думают, что им не надо платить за капремонт, так как их дом находится на гарантии от застройщика. Такое мнение ошибочно.
Капитальный ремонт многоквартирного дома (МКД), в котором расположен объект долевого строительства, никак не соотносится с гарантиями качества от застройщика. В силу норм Жилищного кодекса РФ, а также положений регионального законодательства, собственники помещений обязаны делать взносы в фонд капитального ремонта, комментирует Вероника Перфильева.
Благодаря этим отчислениям и накоплению средств на банковском счете будет производиться обновление и реставрация общего имущества в отдаленном будущем. Так, спустя 10-20 лет, получится отремонтировать крышу, фасады и иные элементы здания, которые требуют крупных финансовых затрат.
«Ни текущий, ни капитальный ремонт не находятся в зоне ответственности застройщика. Эти вопросы связаны с эксплуатацией дома, их решением занимаются соответствующие организации»
Юлия Молчанова, директор клиентского сервиса ГК «Ленстройтрест»
Обязанность по уплате ежемесячных взносов на капремонт начинается через 3-8 месяцев с даты включения (МКД) в региональную программу капитального ремонта, рассказывает Светлана Гузь. В Петербурге этот срок равен 8 месяцам, в Ленинградской области – 6 месяцам.
Узнать, когда именно ЖК был включен в такую программу, можно на сервисе ГИС ЖКХ, на сайте «Реформа ЖКХ» или на сайте регионального оператора субъекта (фонда капитального ремонта).
Минимальный размер взноса на капремонт в каждом субъекте разный. В Петербурге он составляет 11-12 руб. за 1 кв. м в зависимости от вида и даты постройки, в Ленинградской области – 8,24 руб. за 1 кв. м. Чтобы рассчитать размер ежемесячных отчислений в ФКР, надо умножить площадь квартиры на размер взноса.
Взносы на капремонт не оплачиваются, если:
Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации об освобождении собственников новостроек от оплаты взносов на капремонт на 5 лет с даты ввода МКД в эксплуатацию. Примут его или нет, пока неизвестно.
Взаимодействие застройщиков и дольщиков
Зачастую дольщик – это человек без опыта в строительстве. Он не обязан видеть все недочеты квартиры при приемке. Иногда случается так, что дефекты обнаруживаются уже после подписания акта приема-передачи или выявляются в процессе эксплуатации жилья. Тогда клиент обращается к застройщику для их устранения.
Но далеко не всегда проблему удается уладить мирным путем. Могут возникать и спорные вопросы.
Чтобы максимально себя обезопасить, имеет смысл сразу обратиться к профессионалам, которые помогут при приемке и прямо на месте определят качество окон, ровность стен, точную площадь квартиры и т.п., говорит Дмитрий Рубин. Стоят эти услуги не так дорого по сравнению с тем, сколько на этом можно будет сэкономить. Кроме того, важный нюанс: площадь квартиры не всегда совпадает с заявленной в документации. Принимая квартиру, многие даже не задумываются об этом. В любом случае, до подписания акта приема-передачи застройщик несет полную ответственность за квартиру, поэтому крайне заинтересован в том, чтобы побыстрее его завизировать. На этом этапе проще урегулировать любые вопросы, связанные с недочетами строительства.
Это же подтверждает и Вероника Перфильева: «Общая рекомендация – заявлять о безвозмездном устранении недостатков застройщиком до приемки-передачи объекта долевого строительства по акту. Потом будет сложнее достигнуть согласия. В том числе и потому, что выявленный недостаток может являться следствием естественного износа, неправильной эксплуатации, нарушения положений инструкции по эксплуатации квартиры или ненадлежащего ремонта. В случае возникновения спора определить «правого» поможет независимая экспертиза».
Как показывает практика, управляющие компании довольно часто спорят с жилищными инспекциями по дефектам, допущенным еще при строительстве, сообщает Светлана Гузь. С каждым годом судебных споров становится все больше, и виной тому ускорение темпов строительства в городах. Жильцам (дольщикам) тоже приходится отстаивать свои права через суд, и именно они при этом обычно являются слабой стороной. Однако стоит отметить, что суд встает на сторону жильцов, если в ходе разбирательства удается доказать факт наличия брака – это общая тенденция.
Про судебные разбирательства
Светлана Гузь рассказывает, что, согласно ст. 7 214-ФЗ, застройщик не несет ответственности за недостатки объекта долевого строительства, обнаруженные в течение гарантийного срока, если докажет, что они произошли вследствие нормального износа, нарушения требований к процессу эксплуатации либо вследствие ненадлежащего ремонта.
Если же речь идет о явном недостатке – вроде очевидного строительного брака, заметного невооруженным глазом, то застройщик будет стараться устранить его быстро.
Скрытый дефект, который не всегда можно убрать быстро и с небольшими финансовыми затратами, может вызвать разногласия. Наиболее часто они связаны с установкой оконных блоков, устройством вентиляционной тяги и отсутствием надлежащей гидроизоляции, когда у домов обнаруживаются протечки по кровле и промерзание стен.
На практике крупные застройщики дорожат своей репутацией и решают все проблемы оперативно. В противном случае жильцам придется заказывать экспертизу и обращаться в суд. В среднем цена экспертизы обходится в 70 тыс. руб. и больше (зависит от неисправности).
Судебное разбирательство – процесс долгий, требующий много времени, сил и денег. Он может затянуться надолго, если, к примеру, будет назначена повторная экспертиза. Чтобы снизить финансовую нагрузку, жильцы объединяются и подают коллективные иски.
Даже если гарантийный срок подходит к концу (или уже подошел), а застройщик отказывается от устранения недостатков, жильцам вовсе не обязательно придется ремонтировать облупившийся фасад или лопнувшие трубы самостоятельно. В этом случае рекомендуется следующий алгоритм действий: собственник сам устраняет брак, после чего требует возмещения затрат через суд. Порой это даже эффективней, чем требовать от застройщика устранения недоделок.
Обнаружены дефекты: как действовать застройщику и дольщику
Если владелец квартиры в новостройке обнаружил дефект, который, как он считает, должен устранить застройщик, то у него есть два пути, подсказывает Юлия Молчанова.
Если управляющая компания и застройщик работают в тандеме, то проще обратиться в УК. Она переадресует заявку застройщику. Оставить заявление с подробным описанием ситуации и дефектов можно, как правило, не только персонально, но и онлайн в личном кабинете. После получения и рассмотрения заявки представитель гарантийного отдела свяжется с собственником, договорится о времени визита и проведения осмотра. При подтверждении, что случай является гарантийным, с собственником согласовывается план устранения проблемы.
Второй путь – для ситуаций, когда на объекте работает сторонняя УК или ТСЖ, не имеющие отношения к застройщику. Тогда собственнику нужно направить заявление напрямую застройщику.
«Если дефекты квартиры выявились после подписания акта приема-передачи, но собственник уверен, что их появление – вина застройщика, то причину произошедшего поможет определить независимая техническая экспертиза. Как правило, ее проводят при достаточно серьезных происшествиях: лопнуло окно, потрескалась стена и т.п. После этого направляется досудебная претензия. Если застройщик на нее не реагирует, то решить проблему поможет суд. В этом случае лучше обратиться к юристу, чтобы грамотно составить претензию и понять, как правильно действовать»
Дмитрий Рубин, президент Ассоциации риэлторов СПб и ЛО
Вероника Перфильева обращает внимание, что алгоритм действий собственников при обнаружении строительных дефектов должен быть прописан в инструкции по эксплуатации объекта. Если по каким-то причинам его там нет, то действовать надо следующим образом:
1. Обратиться с заявлением к застройщику или УК.
2. Провести осмотр квартиры комиссией, в состав которой входит представитель УК и/или застройщика, дольщик и, возможно, подрядчик, выполнявший соответствующие работы.
3. Составить акт выявленных недостатков, в котором будут согласованы сроки устранения недостатков.
4. Провести приемку проделанных работ.
Светлана Гузь рекомендует дольщикам не горячиться с обращением в суд, а для начала поговорить с застройщиком об устранении недостатков. Если договоренностей достигнуть не удастся, то уже после этого можно подавать иск в суд.
Законопроект, защищающий интересы обеих сторон
В июле 2020 года в Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон №214 № 983620-7. Если его примут, то участник строительства должен будет во время действия гарантийного срока в письменной форме указать застройщику на выявленные дефекты в купленной квартире, а застройщик в течение 10 дней обязан провести осмотр квартиры при участии независимого специалиста-проектировщика и специалиста по организации строительства. Выявленные дефекты застройщик обязан будет устранить в течение срока, согласованного с дольщиком.
Если этого не произойдет, то дольщик имеет право требовать от застройщика соразмерного уменьшения цены ДДУ в строительстве. И только в том случае, когда застройщик отказывается удовлетворить требования дольщика, тот вправе подать иск в суд.
Поводом к созданию вышеуказанного законопроекта является не только цель защиты прав потребителей, но и защиты самих застройщиков, комментирует Светлана Гузь.
Согласно исследованию Национального объединения строителей, количество застройщиков, сталкивающихся с проблемой злоупотребления правами потребителей, за последние два года существенно возросло. Появляются новые формы и даже целые направления в бизнесе. Фирмы предлагают услуги, целью которых является получение компенсации от застройщика за мелкие отклонения. При этом штрафы за подобные нарушения могут быть существенными, а в некоторых случая история может закончиться банкротством компании-застройщика.
Читайте также:
Пустота на рынке: тотальный дефицит новостроек в Петербурге – новая реальность?
«За год цены могут вырасти на 15-17%»
Дата публикации 08 апреля 2021