Зачастую людям бывает сложно разобраться в своих платежах за жилищно-коммунальные услуги. ЕПД – Единый платежный документ, который жители получают каждый месяц, еще нужно уметь прочесть. Итоговая сумма в этой квитанции складывается из многих начислений, которые в итоге поступают в совершенно разные организации. При этом сумма может меняться месяц от месяца, даже если тарифы за водоснабжение и электричество в этот период оставались прежними. Кроме того, возникает вопрос о разнице в тарифах: например, почему содержание и ремонт в одних домах стоят дороже, чем в соседних? Как разобраться, кому и за что мы платим и на что тратятся эти средства? Подробно об этом расскажет Михаил Мезенцев, руководитель филиала Северо-Запад ГК «ПИК-Комфорт».
Все услуги, которые жители многоквартирных домов видят в своих квитанциях, делятся на коммунальные и жилищные. Коммунальные услуги включают в себя предоставление различных ресурсов, таких как электроэнергия, газ, холодная и горячая вода.
Платежи за коммунальные услуги рассчитываются по счетчикам (ИПУ – индивидуальные приборы учета) и уходят крупным региональным энергопоставщикам. В Санкт-Петербурге это, например, ГУП «ТЭК СПб» или ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Все начисления производят сторонние независимые организации – платежные операторы. Крупнейшая в Санкт-Петербурге организация, специализирующаяся на расчётах в сфере ЖКХ — это АО «ВЦКП «Жилищное хозяйство».
Это государственная организация, но есть и коммерческие компании, которые осуществляют расчёт начислений за жилищно-коммунальные услуги для управляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов Санкт-Петербурга.
Отопление и ресурсы на общедомовые нужды начисляются на основании показаний общедомовых приборов учета и распределяются между собственниками – строго пропорционально площади квартиры.
К жилищным услугам относятся:
За начисление жилищных услуг (кроме взносов в федеральный Фонд капитального ремонта) отвечает ваша управляющая компания – именно она осуществляет уборку, текущий ремонт и содержание, благоустраивает прилегающую к дому территорию, а также заключает договоры с подрядным организациями на вывоз мусора и противопожарные мероприятия.
Соответственно, зона ответственности УК это:
Повышение тарифов и дополнительные услуги – когда они действительно нужны?
В настоящее время минимальный перечень работ и услуг по содержанию жилья утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290. Жители на общем собрании могут скорректировать свои тарифы за жилищные услуги, если, например, посчитают минимальный перечень услуг недостаточным – это регламентирует ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ. Если общедомового голосования по тарифам не было, то оплата будет начисляться по тарифам, которые установили местные органы власти – в нашем случае это Комитет по тарифам Санкт‑Петербурга.
N п/п |
Наименование услуги (работы) |
Тарифы, утвержденные Комитетом по тарифам СПб |
Содержание жилого помещения <*>, в т.ч.: |
За 1 кв. м общей площади жилого помещения, руб. в месяц |
|
1 |
Управление многоквартирным домом |
3,73 |
2 |
Содержание общего имущества в многоквартирном доме |
13,02 |
3 |
Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме |
6,33 |
4 |
Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, а также иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД |
2,02 |
5 |
Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты |
0,40 |
6 |
Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (эл.энергия, тепловая энергия. ХВС) |
0,67 |
7 |
Вывоз ТБО |
5,13 |
К сожалению, часто таких тарифов оказывается недостаточно. Например, если многоквартирный дом снабжен современными инженерными системами и сложным программным обеспечением: элементами «умного дома», различными датчиками и счетчиками, системой удалённой передачи показаний индивидуальных счетчиков, сложным лифтовым оборудованием, для его обслуживания требуются сотрудники с соответствующей квалификацией, а ремонт часто бывает весьма дорогостоящим.
Если речь идет о больших жилых комплексах с обширной прилегающей территорией, то такая территория тоже потребует дополнительного обслуживания, по сравнению, например, с домами старого фонда. В новых жилых кварталах необходимо заниматься озеленением, высаживать деревья и кустарники, устанавливать или ремонтировать малые архитектурные формы – многочисленные скамейки, урны, фонари.
Нужно постоянно следить за исправностью спортивного и игрового оборудования на площадках. Это, безусловно, требует дополнительных затрат, часто – привлечения подрядных организаций. Однако только так можно сохранить жилой комплекс в его первозданном, ухоженном и респектабельном виде. А ведь благоустроенная прилегающая территория – это не только комфорт и престиж для жителей, но и ликвидность квартиры с инвестиционной точки зрения.
В последние годы питерцы много внимания уделяют безопасности своих домов, и это не случайно, ведь безопасность – одна из основных потребностей человека. Общим решением жители могут утвердить дополнительные услуги охраны в том числе с применением видеонаблюдения и IP-домофонии, а также консьерж-сервис.
В домах повышенного класса жители часто одобряют уборку мест общего пользования с повышенной периодичностью и услугу по сохранению архитектурно-дизайнерского решения проекта.
Опытные и добросовестные управляющие компании, которые действительно заинтересованы в долгосрочном обслуживании и поддержании всех систем дома в хорошем состоянии, как правило предлагают жителям корректировку тарифов. Конечно, такие изменения должны быть прозрачны и обоснованы.
При расчете тарифа необходимо учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического оснащения общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Это регулируется п. 31 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
Иногда жители не могут прийти к согласию по каким-то вопросам – и некоторые из них отказываются подписывать договор с дополнительными услугами и повышенными тарифами. Однако хочу обратить внимание, что если решение принято большинством голосов, то оно действует в отношении всех жителей дома – это прямо указано в Жилищном кодексе.
Таким образом, любая дополнительная услуга, принятая на общем собрании, распространяется на весь дом, и все собственники квартир обязаны своевременно её оплачивать. В случае неполной оплаты управляющая компания имеет право принимать меры по взысканию задолженности с жителя. Это может быть досудебная работа, например, напоминание по телефону.
Когда задолженность достигает нескольких месяцев, управляющая компания может инициировать судебный иск с последующим наложением ареста на имущество собственника.
Читайте также
К 2030 году до 80% услуг ЖКХ будут оплачиваться онлайн
Тарифы на электроэнергию будут расти на 5% ежегодно
Автор: Михаил Мезенцев специально для Новострой-СПб
Дата публикации 01 июля 2021